Русский язык: диктанты для 4 класса (4 четверть)

Публикуем полный сборник доступных диктантов по русскому языку для учащихся 4 класса за 4 четверть. Для каждого текста указано количество слов и представлены грамматические задания.

Для чего вам этот материал?
Я учитель. Ищу материал для урока.
0%
Я ученик. Хочу незаметно списать.
0%
Сам не знаю, как меня сюда занесло )))
0%
Проголосовало: 0
Поделитесь этой информацией с коллегами и друзьями! Они будут вам благодарны за это.

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

110 слов

Грамматическое задание:

  1. Выпиши 3 местоимения. Для каждого из них укажи падеж, число и лицо.
  2. В следующем списке раздели слова на две части и запиши их в два столбца: по, вы, для, нам, у, за, он, её, от, тебе.
  3. Спишите текст, вставляя пропущенные местоимения: “В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

90 слов

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста 3 глагола и укажите их род, число, лицо и время.
  2. Следующие глаголы напишите в неопределенной форме: посмотрит, идет, пришла.

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.

76 слов

Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Сделайте морфологический разбор слова:
    – “солнце” (1-й вариант”),
    – “березки” (2-й вариант).

Полярный день

С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.

82 слова

Грамматическое задание:

  1. Укажите в тексте спряжения глаголов.
  2. Первое предложение разберите по членам предложения и частям речи.
  3. Подчеркните три словосочетания с проверяемым ударением и безударными гласными.

Лесные жители

Не  всякого  лесного  жителя  ты  сможешь  увидеть.  Очень  редко   мы  видим, как  промелькнёт  рыжий  хвост  на лугу. Семейство  лосей  степенно  шествует  к водопою. Озорной  бельчонок  прыгает  с ветки на ветку  в парке.

         И  только  зимой  мы видим  следы  кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят  следы  полёвки. Попадаются  поваленные  деревья  у реки. Это  работают  деловитые  бобры.

         Егери  по следам  узнают, какие  животные  зимой  обитают  в их  лесах. Весной  в половодье  зверям  бывает  нужна  помощь  человека. Помнишь  историю  деда  Мазая и зайцев? И сейчас  лесники, охотники, егери  спасают  зверушек  в половодье.

90 слов

Грамматическое задание

  1. Укажите в тексте спряжение глаголов:
    – в первом абзаце (1-й вариант),
    – во втором абзаце (2-й вариант).
  2. Сделайте разбор предложения по членам предложения и частям речи:
    – третье предложение (1-й вариант),
    – четвертое предложение (2-й вариант).
  3. Выпишите любые 2 глагола, разберите их по составу и укажите их спряжение.

Вечер в лесу

За вершинами леса скрылось солнце. Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками. Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. На вершине старого дуба воркует голубь. Глухо турлычат в прозрачных весенних лужах лягушки. Пролетают над лесом дикие утки.

Страшно ухнул и захохотал филин. Ниже спускается весенняя прохладная ночь.

54 слова

Грамматическое задание:

  1. Найдите в тексте 5 глаголов. Напишите их и разберите по составу. Для каждого глагола напишите неопределенную форму.
  2. Сделайте морфологический разбор глаголов: “пахнет”, “дышит”.
  3. Сделайте разбор последнего предложения по частям речи и по членам предложения.
  4. Выпишите из текста словосочетания с вопросами.

Волга – кормилица

Диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

Близка река Волга всем россиянам. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. Под Сталинградом разбили фашистов.

Называют Волгу рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

На Волге я Ярославле и Тольятти машины выпускают. Вниз по реке плывут пароходы, проносятся суда на подводных крыльях.

На самоходных баржах везут вниз по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу, нефть, сборные дома, станки и рыбу.

Перегородили Волгу большие плотины. Волга даёт электрический ток нашей стране.

84 слова

Грамматическое задание:

  1. Найдите в тексте 5 глаголов. Напишите их и разберите по составу. Напишите их неопределенную форму.
  2. В последнем предложении сделайте разбор по частям речи и членам предложения. Выпишите словосочетания и задайте к ним вопросы.

Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!

84 слова

Грамматическое задание:

  1. Сделать разбор предложения по частям речи и членам предложения:
    – Третье предложение (1-й вариант),
    – Четвертое предложение (2-й вариант).
  2. Разобрать по составу следующие слова: подарок, бежишь, подарила, тенистой.
  3. Определить падеж в первом предложении у существительных.
  4. Указать время у глаголов в предложениях с 1 по 4.

Синичка

Однажды утром я нашел у забора синичку. Она лежала и не двигалась. Глазки у нее были закрыты. Я взял синичку в руку и стал греть своим дыханием. Она открыла глаза и жалобно пискнула. Я принес синичку домой. Синичка ожила, встрепенулась и громко зачирикала. Мама осторожно подставила синичке чашечку с зерном и блюдце воды. Синичка наелась, напилась, стала летать по комнате, села на комод.

Так и прожила она с нами всю зиму. А весной мы выпустили ее на волю.

78 слов

Грамматическое задание:

  1. Найди в тексте 4 имени существительного. Напиши их и укажи падеж, род, число и склонение.
  2. Подбери к этим существительным прилагательное и напиши их падеж и число.
  3. Найди в тексте все местоимения и напиши их. Напиши их число и лицо.

Весна

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.

Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».

Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос ты всегда услышишь в ясный весенний день.

94 слова

Грамматические задания:

  1. Найди глаголы с безударными личными окончаниями и обозначь в них орфограмму.

Рассвет в лесу

Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сон свои губы.

Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело.

75 слов

Грамматическое задание:

  1. Найдите в тексте глагол, состав которого следующий:
    приставка, корень, окончание, суффикс (1-й вариант);
    приставка, корень, суффикс, окончание (2-й вариант).
  2. В каждом предложении обозначьте однородные сказуемые.
  3. Найдите в тексте два глагола, в которых:
    – букв меньше, чем звуков(1-й вариант);
    – звуков меньше, чем букв (2-й вариант).

Апрель

Лучи апрельского солнца светят и греют. Веет легкий ветерок. Гибкие ветки берез трепещут на солнце. Почки начинают быстро наливаться и развертываться в зелёные листья. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Ее весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Каждый день появляется что-то новое. Посмотришь вокруг — и станет тебе легко и радостно.

69 слов

Грамматическое задание:

  1. Разберите по частям речи и по членам предложение:
    – первое (1-й вариант),
    – третье (2-й вариант).
  2. Разберите по составу следующие глаголы:
    сломает, лечиться, услышишь, раскричался (1-й вариант);
    празднует, простудиться, окружаешь, потерялась (2-й вариант).
  3. Укажите спряжение глаголов и выделите их окончания:
    – в предложениях с 1 по 7 (1-й вариант),
    – в предложениях с 8 по 13 (2-й вариант).

Дуб

Между березками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.

67 слов

Грамматическое задание:

  1. Разберите предложение по членам и частям речи.
  2. Выполните фонетический разбор.

Кому мороз не страшен

Живут в Антарктиде необычные птицы. Они совсем не умеют летать, но могут ловко нырять и плавать. Среди ослепительных льдов их легко узнать по белоснежным рубашкам и чёрным фракам. Догадались? Это пингвины. Бесстрашные птицы смогли приспособиться к жизни в ледяной пустыне. От сильных морозов и вьюг пингвинов защищает толстый слой подкожного жира. На снежных просторах для них нет еды. Зато в холодных морских водах на обед можно поймать рачков, рыбку или краба. Даже своих пингвинят смелые родители выводят и воспитывают прямо на снегу. Удивительные птицы!

84 слова

Грамматическое задание:

  1. Во втором предложение найдите глаголы в неопределенной форме и напишите их. Напишите образованные от них глаголы в форме второго лица единственного числа настоящего времени. Обозначьте окончания, определите спряжение.
  2. Найдите 4 имени существительных, которые нельзя переносить.
  3. Составьте предложения, в которых присутствует слово пингвины. Это должны быть разные по цели высказывания предложения.

Гроза

Утро. Я открываю глаза и прислушиваюсь к звукам за окном. Слышны близкие раскаты грома. По стеклу стучат редкие капли дождя. Через открытое окно в комнату проникает лёгкий ветерок и играет с занавеской. Вдруг небо разрезает молния. Всё вокруг озаряется ярким светом. Словно выстрел пушки, ударяет гром. Я вздрагиваю и прячусь под одеяло.

Неожиданно всё смолкает, но это только затишье перед бурей. Дождь вновь барабанит по стеклу, но уже более настойчиво. Я выглядываю из-под одеяла — за окном ливень. В комнате пахнет свежестью.

Вдруг всё прекратилось так же внезапно, как началось. Тучи растянуло, и на небе показалось солнце.

97 слов

Грамматическое задание:

  1. Во втором абзаце найдите все глаголы и запишите их. Там где это возможно, укажите лицо, время, число, род и спряжение.
  2. Выпишите словосочетания второго предложения. Сделайте его синтаксический разбор.
  3. Найдите в тексте и напишите:
    существительные в форме первого склонения женского рода единственного числа в творительном падеже (1-й вариант),
    прилагательные в форме единственного числа мужского рода в творительном падеже (2-й вариант).

Всегда на службе

С давних времён собаки жили рядом с человеком. Они помогали людям пасти скот, охотиться, перевозить грузы.

И сегодня эти умные животные остаются нашими верными помощниками. Собаки служебных пород участвуют в спасении людей, охраняют границы страны, помогают задерживать опасных правонарушителей. На Крайнем Севере ездовые собаки могут перевозить людей и грузы по глубокому снегу и бездорожью. Собаки-поводыри служат надёжными помощниками слабовидящим людям.

Много профессий освоили наши четвероногие герои. Но во все времена люди особенно дорожили главным собачьим призванием — быть настоящим другом.

80 слов

Грамматическое задание:

  1. Найдите все глаголы в четвертом предложении. Определите их спряжение и выделите окончания.
  2. Разберите по составу следующие глаголы: задерживать, перевозить, помогали.
  3. Запишите в форме второго лица единственного числа глаголы: помогают, дорожат, служат, живут. Выделите в них окончания.

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель?

69 слов

Грамматическое задание:

  1. Найдите местоимения и укажите их падеж и лицо.
  2. Разберите шестое предложение по частям речи и членам предложения.
Части речи
Adblock
detector