Числительные — история происхождения

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.76%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.55%
Студент - для учебы
7.41%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.28%
Проголосовало: 7832

В нашем великом русском языке существует много числительных. История их происхождения довольно-таки занятная. Сейчас поговорим о некоторых интересных фактах.

У славян числительные служили лишь обособлением чего-то конкретного: «три сосны», «пять серпов». Обособленно оно ими не применялось, ибо они его таковым не воспринимали. Только спустя года, они стали учитывать их не только как обозначение предметов.

Вот вам еще один интересный факт. Когда-то у славян существовало выражение «подать пясть». Означало это подать руку, а то есть свою пясть – пять пальцев. От этого и произошло пять.

А еще были времена, когда вели счет по пальцам. Сейчас такой способ используют только маленькие дети.

Удивительно, но они пришли к нам из других частей речи. Слова от одного до четырех, пришли из прилагательного. Интересное здесь то, как в древности образовывали для обозначения числительных более сложные слова.

Угадайте, как звучало шестнадцать? Шесть на десять! Нет, это не означало, что шесть умножает надо умножать, а то, что оно стоит за ним. А чтобы определить десять тысяч, они говорили «тьма».

Немного позже, славяне стали использовать легион как обозначение ста тысяч и леодр – миллиона.

Эти термины славяне заимствовали у греков. Для более больших цифр они использовали такие слова, как ворон — десять миллионов, ибо ворон считался вечной птицей, и колода — сто миллионов.

Каждое следующее, которому они давали название, считалось конечным. Если судить по тем временам, можно сказать, что познания об окружающем мире для них были ограничены.

Давайте рассмотрим, что же такое числительное в настоящее время. Оно является самостоятельной частью речи. Обозначает порядок, число и количество объектов. Им можно задать вопросы «который?» и «сколько?». Их можно разделить на четыре лексико-грамматических разряда: количественные, дробные, собирательные и порядковые.

Количественные соответственно используются в качестве обоснования количества объектов и к ним можно задать вопрос «сколько?». Например: три, сорок, пятьсот.

Известно, что они могут быть еще и неопределенными. Например: несколько.

Собирательным тоже можно задать «сколько?». Но есть небольшие отличия. Им мысленно объединяют названную вещь в единое целое. Причем «пять друзей» не собирательное числительное, а «пятеро друзей» уже собирательное.

Порядковые же, соответственно, обозначают порядок предметов. Эти числительные все признаки прилагательных и отвечают на «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «которые?». Сложные, начиная с двадцати одного, пишутся раздельно, а при склонении изменяется только последняя часть.

К дробным тоже можно задать «сколько?». Вспомни же немного математики. У дробей есть знаменатель и числитель, где числитель у нас – количественное, а знаменатель – порядковое.

Когда в числителе единица или двойка, то дробь бывает женского рода: одна девятая, две шестнадцатых.

Еще есть такое правило относительно единицы такое, что если числитель на нее оканчивается, кроме одиннадцати, то ставим его в единственном числе: одна двадцать вторая.

Исходя из этого можно сказать, что дробные и собирательные это подразряд количественных. А в два больших разряда стоит выделять количественные и порядковые.

Части речи
Добавить комментарий