Пунктуация
Пунктуация – это система, включающая в себя графические неалфавитные знаки, которые совместно с орфографией становится одним из главных средств письменного языка.
Пунктуация имеет тесную связь с синтаксисом. Синтаксис при этом можно определить, как раздел грамматики, который изучает словосочетания и предложения.
Основываясь на грамматических законах были созданы русская пунктуация и орфография. Базовой единицей пунктуации считается пунктограмма.
Пунктограмма же позволяет обозначать с помощью графических средств отдельные члены предложения в письменной речи, разделять единое предложение на составные части, демонстрировать, как связаны между собой отдельные члены и части предложения.
Знаки препинания, а также их отсутствие или сочетание – все это графические средства.
Пунктограмма – это верное с точки зрения традиций и правил использование знаков препинание (или их отсутствие), конкретные ситуации применения правил пунктуации.
Чтобы развить пунктуационные навыки, необходимо правильно понимать определение пунктограммы. С их помощью дети начинают видеть суть пунктуационной системности.
Они правильно понимают сущность не только пунктуационных правил, но и целых групп правил, которые обслуживают разные синтаксические структуры. Они начинают видеть, чем отличаются знаки препинания, пунктуационные правила и пунктограммы.
Таким образом, чтобы развивать пунктуационные навыки у учеников, нужно внедрить в школьный курс пунктуации поэтапную систему ее изучения.
Каждая пунктограмма должна рассматриваться ступенчато в отдельности от других. И начинать этим заниматься нужно уже с первого класса.
Появление пунктуации, как раздела языковедения было связано с тем, как развивались потребности в письменном общении. Еще в древние времена европейские писатели ставили отдельные знаки препинания.
Например, они использовали точку и двоеточие. Нередко можно было найти в их работах точки с запятой и отдельные запятые. Все эти знаки использовались в качестве разделительных.
Ученики знакомятся в процессе обучения в школе с десятью знаками препинания:
- Одинаковые знаки, входящие в состав предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие и троеточие – это знаки, которые играют роль разрыва предложений);
- Парные знаки (кавычки, скобки, тире, запятые) – это знаки, которые употребляются при членении текста;
- Одиночные знаки, которые ставятся в конце предложения;
- Парные знаки (кавычки и скобки).
Некоторые знаки могут принадлежать к нескольким группам и носить универсальные функции (кавычки, многоточие и скобки).
Знаки препинания позволяют отделять разные предложения друг от друга, выделять внутри предложения смысловые отрезки.
Их можно разделить на три группы:
- Отделительные знаки препинания: вопросительный, восклицательный и точка. Их используют:
- Разделительные знаки. Это могут быть запятая, точка с запятой, дефис. В простых предложениях с их помощью выделяют границы между однородными членами. В сложных предложениях они позволяют разделить составные простые предложения. Какой именно знак выбрать, зависит от многих факторов: от интонации, от морфологии, от смысла и синтаксиса.
- выделительные знаки препинания. Их используют, чтобы обозначить границы тех частей предложения, которые делают сложнее простое предложение. Это могут быть обращения, словосочетания, обособленные члены, вводные слова и т.п. Также их уместно использовать и в прямой речи. Выбор того или иного выделительного знака зависит от интонации, смысла и синтаксиса.
— чтобы отделять каждое предложение от предыдущего;
— для того, чтобы оформлять предложение в виде законченного. Один из четырех знаков выбирается в зависимости от смысла и интонации.
Пунктуационная система сегодня такова, что знаки препинания многофункциональны и многозначны.
К примеру, вопросительный знак показывает, где находится конец предложения, и что это именно вопрос. Однако этот же самый знак иногда используется, чтобы показать удивление или недоумение.
Иногда даже радость и утверждение обозначают с помощью вопросительного вопроса. Вопросительный знак дает возможность оформлять предложение, является средством для размышления или рассуждения, выражает многие смыслы и стилистику .
Знаки препинания многозначны. Они зависят во много от контекста.
Значение слов можно понять из контекста. А вот знаки препинания, напротив, этот контекст и определяют. Этого хорошо видно, если попробовать одни и те же предложения обозначить разными знаками препинания.
— Нет. – Нет! – Нет? – Нет!? – Нет…
Поэтому знак препинания внутри текста является неотъемлемой частью изобразительного выразительного инструмента.
И чтобы правильно озвучить готовый текст, нужно тщательно проводить лингвистический анализ входящих в его состав пунктуационных знаков.
Существует четыре главных принципа русской пунктуации:
- Структурно-синтаксический. Он подразумевает, что все знаки принимают участие в создании текста и предложения. Точка сигнализирует нам о том, что предложение закончилось. Запятая позволяет разделить однородные члены предложения, выделить обращение, разделить главную часть и придаточную.
- Синтаксический. Это главный принцип, который изучается в средней школе. В начальных классах его обсуждают лишь поверхностно.
- Смысловой. Он подразумевает использование с помощью знаков препинания мысль человека, который пишет. Иногда знаки препинания даже позволяют выразить точно оттенки мысли. К примеру, с помощью многоточия можно выразить незаконченность. А с помощью тире продемонстрировать противопоставление, а также резкий переход от одних событий к другим.
- Интонационный. Пунктуация позволяет передавать оттенки голоса. Чтец с помощью знаков пунктуации может выразительно передавать речь. В зависимости от знака в конце предложения, чтец будет по-разному выражать интонацию, неопределенность и т.п. Существует большое количество разных видов интонации, каждый из которых обозначается тем или иным знаком или сочетанием знаков.
Еще совсем недавно ученые имели одностороннюю точку зрения о принципах русской пунктуации. Некоторые придерживались лишь интонационной функции, другие видели в ней смыслы, а третьи обращали внимание лишь на синтаксис.
Сегодня все эти принципы составляют сложную систему использования пунктуационных знаков.
Согласно А.И. Гвоздеву, эти знаки позволяют обозначить те значения, которые выражаются в синтаксисе, что позволяет установить прочную связь синтаксиса и пунктуации в целом.
Правила пунктуации сегодня основаны на структуре отдельно взятых предложений.
Пунктуационные навыки – это мыслительные интеллектуальные действия, которые проявляются в использовании или неиспользовании пунктуационных знаков в тексте.
Они позволяют отразить мыслительную деятельность человека, который пишет или набирает текст. Это имеет тесную связь с формированием связной речи.
Пунктуационные навыки содержат в себе речевые и грамматические операции. В связи с этим они состоят из интеллектуальных операций, которые позволяют определить следующую последовательность пунктуационных правил:
- в предложениях: упреждается смысловой отрезок, который нужен для выражения дополнительного значения;
- в тексте: позволяет предвидеть новую мысль и то, как она связана с текущей;
- создание структуры текстовой конструкции;
- определение в ней мест для расстановки пунктуационных знаков и их выбор;
- простановка знаков.
Таким образом, пунктуация является составной частью языкознания, которая позволяет отразить смысл членения речи.
Пунктуация помогает выделить основные принципы, а также разные функции пунктуационных знаков, которые необходимо изучить.