Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.82%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.21%
Студент - для учебы
7.55%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.43%
Проголосовало: 7912
Чередование согласных и гласных звуков – это замена звуков в определённой части морфемы при образовании новой формы слова или нового слова.
Такое явление сложилось в результате исторических процессов в языке и может зависеть от различных правил. Оно часто происходит в корне, и сейчас мы рассмотрим, какие изменения могут быть в корне глагола.
Чередование согласных
С-Ш | Красить – крашу |
Д-Т | Будить – бужу |
Т-Ч | Хотеть – хочу |
Б-БЛ | Любить – люблю |
П-ПЛ | Копить – коплю |
В-ВЛ | Готовить – готовлю |
М-МЛ | Кормить – кормлю |
Х-Ш | Махать – машу |
З-Ж | Мазать – мажу |
Чередование гласных
Е-И | Мер-мир,
бер-бир, пер-пир, стел-стил и другие |
Когда после корня есть суффикс -а-, пишется «и»
Замереть – замирать Отпереть – отпирать |
А-О | Клан-клон | Без ударения всегда «о», под ударением может быть любой вариант
Кланяется – поклониться |
Кас-кос
Лаг-лож |
Если после корня идёт суффикс -а-, то пишется «а»
Коснуться – касаться Облагать – обложить |
|
Равн-ровн | Зависит от смысла:
«а» при значении «равный, одинаковый», «о» при значении «ровный, гладкий» Уравнять ресурсы – ровнять дорогу |
|
Мак-мок | «А» в словах, которые обозначают погружение в жидкость, «о» – пропускание жидкости
Макать сушку в чай – промокнуть под дождём |
|
Раст-рос-ращ | «А» будет, если далее идёт сочетание «ст» или «щ», в остальных случаях «о»
Растёт – выросли – выращиваю |
|
А(Я)-ИН
А(Я)-ИМ |
Когда за корнем следует суффикс -а-, пишется -ин- или -им-
Начать – начинать Обнять – обнимать Дожать – дожимать |
Вот никогда бы не подумал, что это запомню. А нормально. Раз пять прочитал, да столько же раз в голове почесал и понял, что к чему. Спс