Второстепенные члены предложения — дополнение

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.77%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.56%
Студент - для учебы
7.41%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.27%
Проголосовало: 7831

Дополнение выполняет второстепенную роль. Поэтому в предложении является второстепенным членом, обозначающим предмет и отвечающим на косвенные вопросы падежей: кого?-(чего?), кому?-(чему?), кого?-(что?), кем?-(чем?), о ком?-(о чём?).

Как найти дополнение в предложении?

  1. Как обычно, сначала находим главные члены предложения.
  2. Затем из оставшихся второстепенных находим существительное.
  3. Задаём вопрос к найденному существительному.
  4. По вопросу уже будет понятно, в каком падеже находится данное слово в предложении.
  5. Если падеж косвенный (об этом читаем в соответствующей статье), то это дополнение.

Как подчеркивается дополнение?

Дополнение при синтаксическом разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.

Какой частью речи может быть дополнение в предложении?

Дополнение в предложении выражается:

  • существительным в косвенном падеже (играть с ребенком);
  • местоимением (играть с ним);
  • числительным (играть с одним);
  • инфинитивом глагола (неопределенная/начальная форма) (Это задание для посетителей — придумать пример к данному пункту:);
  • прилагательным в качестве существительного (вспоминать о прошлом).

Какое значение имеет дополнение?

Обозначать дополнение может следующее:

☑- объект, на который действие направлено:

  • перечитывать публикации;
  • замечать неисправности;
  • стряпать булочки;

☑- объект восприятия:

  • чувствовать (или хотя бы жаждать) свежесть (свежести);
  • ощущать озноб;
  • видеть (а может даже и строить) сарайчик;

☑- орудие действия (чем выполняется действие):

  • тыкать пилочкой;
  • строгать фуганочком;
  • малевать кисточкой;

☑- объект сравнения:

  • шустрее кошки;
  • лучше шерсти;

☑- отношение к чему-нибудь:

  • директор конторы;
  • владелец сайта;
  • заведующая детским садом.

Прямое дополнение

Прямым дополнением обозначается предмет, на который действие направлено непосредственно, или если его обозначает переходный глагол или слово из категории состояния (являющееся предикативным наречием):

  • видеть (кого?) крокодила;
  • жалеть (кого?) малыша.

Способы выражения прямого дополнения

Чаще всего (почти всегда) прямое дополнение выражается существительным в винительном падеже без предлога:

  • Я насажал в саду (что?) море цветов.
  • Мы догнали (кого?) их, но хотелось бы взглянуть в (что?) их светлые глаза.

ПД может выражаться существительным в родительном падеже, если:

☑часть от целого:

  • выпил (чего?) морса;
  • купила (чего?) огурцов.

☑- управляется глаголом с отрицанием:

  • не любила кошек;
  • не ожидала новостей.

Косвенное дополнение

Все дополнения, о которых мы не сказали выше, относятся к косвенным. Как раз они-то выражаются любыми словами изо всех частей речи, а также и словосочетаниями (восхищаться обновками, жаловаться на соседей и т.д.)

Способы выражения косвенного дополнения

  1. Все формы существительные и местоимения в косвенных падежах как с предлогами, так и без них (меня послали (за чем?) за хлебом).
  2. Инфинитив (Нас просили (о чём?) подождать на вокзале).
  3. Неделимые словосочетания (Кошка нянчилась (с кем?) со своими новорожденными малышами).
Части речи
Добавить комментарий