Понимание навыка словоизменения в специальной литературе

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.87%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.11%
Студент - для учебы
7.57%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.45%
Проголосовало: 7931

В работах Л.С. Выготского[1] и других авторов можно найти информацию о том, что слово может не только обозначать некоторые предметы, совершаемые действия или указывать на признаки и качества предметов, а также выражать отношение человека к чему либо. Слово – это явление, связанное с жизнью человека. Оно позволяет сознанию актуализировать множество ассоциаций. Ведь за каждым словом в сознании человека стоит множество разных связей.

Слово – это главный элемент речи. Его нужно рассматривать со всех сторон. Его изучают лингвисты, психологи, психолингвисты и психофизиологии. Каждый из этих подходов основывается на исследования главным образом семантической составляющей слова. Значения слов для ученых представляют большой интерес. Ведь они составляют основу для общения между людьми. Они дают возможность людям передавать друг другу информацию и понимать ее. Также именно слова составляют основу мышления человека.

Существует два больших раздела в грамматике – это синтаксис и морфология. Последнее направлено на изучение свойств слов с точки зрения грамматики. Грамматика же в первую очередь рассматривает законы словоизменения.

Согласно П.А. Леканту «словоизменение» — это свойство слова, благодаря которому можно образовать парадигму. Также словоизменением можно назвать все возможные грамматически верные формы слова. Бывают слова, которые имеют лишь одну единственную словоформы и никогда не изменяются. Русский язык особенен тем, что таких слов значительно меньше, чем тех, что могут изменяться.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи-лингвисты уже давно проявляют большой интерес к формированию и изменению слов. Сегодня научный мир расценивает это явление, как неотъемлемую часть жизни любого языка, которая позволяет производить новые словесные единицы.

Согласно некоторым справочникам словоизменение – это способность слова принимать разные формы в зависимости от контекста и передаваемого значения. Другими словами, это все возможные грамматически верные формы слова. Некоторые слова никогда не меняются и имеют лишь одну единственную словоформу. О таких словах говорят, что у них нулевая парадигма.

Современный лингвистический подход рассматривает процесс словоизменения с двух сторон. Во-первых, лингвисты рассматривают словообразование, как процесс формирования новых слов. Во-вторых, он является отдельным разделом лингвистики, который изучает то, как формируются слова, какая модель при этом используется, и какая единица их к этому мотивирует: слово или сочетание слов. Изучается при этом само слово: рассматривается его состав, изучается его структура, анализируются методы его образования.

Словоизменение – это один из главных способов исследования морфологии. Это связано с тем, что для изменения слова необходимо использовать окончания и суффиксы, а также применять вспомогательные слова.

Итак, словоизменение – это процесс формирования новых слов и результат этого процесса. Причем подразумеваются такие деформации слова, при которых не изменяется его лексическое значение. Все вместе взятые формы одного слова являются его парадигмой.

Словоизменение имеет существенное отличие от словообразования. Ведь тождественность исходного слова остается прежней. При словообразовании же при изменении исходного слова получаются новые, которые от него отличаются.

Словоизменение происходит в соответствии с некоторыми грамматическими и изменяющими слова категориями.

А.А. Зализняк[2] считает, что словоизменение – это система, в которой для любого слова в языке существует множество различных его форм. Чтобы лучше понять, что представляет собой словоизменение, можно сопоставить его с другой функцией языка – с образованием слов. Все словоформы (то есть различные формы для каждого слова) сохраняют одно и то же лексическое значение.

Это значит, что все они обладают одним лексическим значением, несмотря на различные грамматические формы. Например, «книга» или «книге» относится к одном и тому же предмету. Разница лишь в том, что эти два слова отличаются принадлежностью к тому или иному падежу. Если же мы говорим о словообразовании, то при изменении формы слова, меняется и его лексическое значение. Допустим, слова «преподавать» и «преподаватель» отличаются друг от друга не только по грамматической форме, но и по лексическому значению.

Поэтому в процессе словообразования разные слова начинают относиться к разным лексемам.

Описывая грамматику русского языка, часто обращают внимание на грамматические разряды. Все классы слова имеют собственную словоизменительную систему, то есть собственную парадигму. Также все грамматические разряды имеют собственные грамматические категории, в рамках которых меняются слова. Эти категории принято называть словоизменительными.

Например, если говорить о классе «существительные», то категориями словоизменения для них являются число и падеж. Если говорить о «местоимениях-существительных, то категориями словоизменения для них являются падежи. Если говорить о притяжательных прилагательных, а также о местоимениях-прилагательных и о порядковых числительных, то для них словоизменительными категориями являются число, род, падеж, одушевленность или неодушевленность.

Получается, что грамматические разряды связаны с тем, как слова делятся на части речи, однако эта связь не является всеобъемлющей. Например, некоторые местоимения подпадают в разряд существительных, а некоторые – в класс прилагательных или числительных. Точно также и глаголы могут быть частью разных грамматических классов.

Если идет словоизменение существительного, числительного, местоимения или прилагательного, то это называется склонением. Если же изменяются глаголы, то это называется спряжением. Также в русском языке существуют грамматические разряды слов, которые никогда не изменяются. К примеру, сюда входят предлоги, частицы и союзы.

Е.А. Земская[3] пишет о том, что словоизменение можно определить как некий механизм, который позволяет выразить грамматическое значение в слове русского языка.

  1. Во-первых, этот механизм подразумевает применение суффиксов и окончаний, а также иных средств.
  2. Во-вторых, применятся могут и различные комбинации слов. Например, мы знаем, что повелительного наклонение у глагола никак не определяет время.
  3. В-третьих, существуют правила, в соответствии с которыми можно объединять эти грамматические знаки с основами.

Также некоторые определяют словоизменение, как механизмы изменения слов, включающие в себя лишь морфологические методы, такие как использование префиксов и суффиксов. Другие же в это понятие вкладывают также и использование частиц и служебных частей.

Грамматические методы, которые применяются для словоизменения, именуют словоизменительными. А те категории, которые применяются для словообразования, именуют словообразовательными. А к словообразовательным, к примеру, можно отнести формы для придания уменьшительно-ласкательного смысла, название человека, совершающего действие, методы совершения действия.

Для того, чтобы успешно формировать лингвистические навыки у дошкольников очень важно в совершенстве владеть морфологией, знать как работают процессы словообразования и словоизменения.

Просто невозможно переоценить важности для педагога знать структуру слова. Это поможет ему в будущем правильно обучать детей письму и чтению, а также помогать им развивать в себе орфографические навыки и знания в области грамматики.

Для того, чтобы развить детский интерес к русскому языку, необходимо помогать ему обогащать свой лексический словарный запас, учиться применять на практике методы словоизменения и словообразования, а также учиться проводить морфемный анализ.

В отличие от процесса словообразование при словоизменении лексема слова остается прежней. То есть в результате мы работаем с одним и тем же словом, просто имеющим разные формы, но одинаковое значение. При словообразовании же в результате получаются новые слова, имеющие новые значения[4].

В определенном классе слов словоизменение является деформацией слова на основании какой-либо категории грамматики или словоизменительной категории. Эти категории именуются словоизменительными для этого класса. Например, у существительных есть возможность менять слова по числам или падежам. Например: огород – огорода – огороде, или огороды-огородов-огородам. Для обозначения словоизменения в случае к его применению к существительному, часто используют термин «склонение».

Имена существительные – это части речи. Они нужны для обозначения субстанции или предмета. Свое лексическое значение они выражают с помощью разных словоизменительных категорий падежа и числа. Также существительные имеют не изменяющие слова категории, такие как род и понятие об одушевленности.

Имена существительные – это все слова, которые объединены для обозначения предметов и субъектов. Эти значения выражаются с помощью двух видов категорий. Одни категории меняют структуру слова: это число и падеж. Другие категории не изменяют его структуру, но передают важные значения: это род и одушевленность. Существительное в составе предложения может играть роль дополнения или подлежащего.

Русский язык особенен тем, что для словоизменения имеет в своей структуре множество разных флексий. Существует система систематизации этих флексий. Например, есть флексии, характерные для склонения существительных. А есть флексии, характерные для спряжения глаголов. Так как система флексий достаточно сложна, ребенку трудно запомнить сразу все флексии для каждого знакомого ему слова.

В какой последовательности ребенок будет усваивать все возможные формы слова, зависит от частоты использования этих форм в речевом окружении и какую функцию эта форма имеет.

Все дети сначала хорошо усваивают те флексии, которые наиболее часто звучат в речевом окружении. После того, как ребенок усвоил одну форму слова, он определенный промежуток времени использует только его. Далее он начинает присоединять к нему самое продуктивное окончание. Другие виды окончаний на первых порах вытесняются главенствующим в речевой практике ребенка, либо опускаются вовсе.

Например, среди окончаний для родительного падежа существительных существует несколько разных вариантов. Однако дети предпочитают использовать во всех случаях лишь один наиболее продуктивный вариант. Они говорят (вилков, мечов). Если для какого-то слова существует большое количество флексий, то все формы этого слова усваиваются значительно сложнее остальных.

Особенностью речи ребенка в этот период является желание унифицировать основу всех форм слова. Сперва ребенок запоминает корень слова, которые не изменяет в своей речи никогда. Например, ребенок говорит не «молотком», а «молотоком». То есть для него субстанция «молоток» неделима и неизменяема[5].

Это свидетельствует о том, что сперва ребенок способен усвоить самые продуктивные и общие правила изменения слов. И только по прошествии времени он способен знакомиться с некоторыми частными правилами, а также запоминает исключения из правил. Языковая система для него становится постепенно все более дифференцированной.

Речь по-прежнему в этот период содержит множество грамматических недочетов. Некоторые флексии часто подменяются или упускаются. Однако грамматическое значение остается верным.

Речь детей начинает разделят формы чисел у глаголов в изъявительном наклонении. В форме настоящего и прошедшего времени глаголы изменяются правильно. Ошибки наблюдаются при словоизменении глаголов во втором лице во множественном числе. Также сохраняются ошибки в присваивании рода для глаголов в прошедшем времени.

Прилагательные изменять ребенок еще не научился. Поэтому он часто употребляет их неправильно, особенно при согласовании с существительными. Особенно трудно даются прилагательные множественного числа. Только в именительном падеже у ребенка начинает постепенно получаться правильно образовать форму прилагательного. Иногда ребенок предпочитает использовать прилагательное уже после существительного. При этом хорошо работает с личными местоимениями. Речь детей на этом этапе обогащается некоторыми предлогами. Однако на первых порах эти предлоги не всегда используются к месту.

Далее дети начинают усложнять структуру предложений. Появляются предложения, состоящие до восьми слов. Произносятся первые попытки формирования сложных предложений. Сначала это бессоюзные предложения. Но постепенно ребенок начинает формировать сложные союзные предложения.

Период формирования беспредложных фраз непродолжителен. Как только ребенок учится правильно использовать флексии, он уже старается добавлять в речевые конструкции предлоги, для того чтобы выразить лексическое значение более верно[6].

Сначала ребенок внедряет в свою речь простые предлоги и союзы. Когда же приходится применить сложный предлог, возникают ошибки.

Обучаясь использованию наиболее частых методов изменения слова, ребенок учится дифференцировать систему морфологии существительных.

Этот этап позволяет лучше усвоить методы согласования прилагательных с именами сущ.

Начинается активное усвоение составления сложных предложений, ребенок начинает использовать служебные слова.

Таким образом, развитие способности к словоизменению напрямую зависит от сформированности познавательной активности дошкольника. Самый активный период изучения методов словообразования наблюдается в дошкольный период.

Формируя разные формы слова ребенок учится анализировать субъекты и их признаки, действия людей и явления. Ребенок накапливает множество ассоциаций и связывает их с определенными языковыми единицами. Он учится определять значимые элементы слова, учится использовать морфемы для словоизменения.

[1] Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008.

[2] Зализняк А.А. Русское именное словоизменение / А. А Зализняк — М.: Просвещение 2007. — 576с.

[3] Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е. А Земская — М.: Просвещение 2005. — 460с.

[4] Развитие речи детей дошкольного возраста  [Текст]/под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 2011. –223с.

[5] Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст]/А.А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 2011. — 245 с.

[6] Тихеева,  Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/Е.И. Тихеева. –М.: Просвещение, 2011. –159с.

Части речи
Добавить комментарий