Как образовать множественное число?

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.68%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.64%
Студент - для учебы
7.42%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.27%
Проголосовало: 7817

Число множественное для основной массы имён существительных – категория словоизменительная в нашем языке. Свойства этого признака неоднозначны. Способы образования различны.

Есть слова, где такая форма – постоянный грамматический признак. Он определяет множественность предметов, когда все называемые слова представляются в каком-либо количестве (более одного).

Пример: доски, яблоки, слова, леопарды, водопады, равнины, капли, мюсли.

Как образуется множественное число существительных?

В нашем языке число множественное прямо противопоставлено единственному. Оно образуется от основы последнего. Здесь применимы определённые морфемы – окончания: -а (-я); -и (-ы); -ие (- ые): берёза – берёзы; лист – листы – листья; млекопитающее – млекопитающие.

Листья жёлтые над городом кружатся, тихим шелестом нам под ноги ложатся.

Распределение по родам:

  • В мужском роде окончания –ы/-и: порог – пороги, поднос – подносы;
  • В словах с шипящими на конце добавляется –и: плащ – плащи, чертёж – чертежи, шалаш – шалаши.
  • В женском роде –а заменяется на –ы: паста – пасты, гиря – гири;
  • «ь» с шипящей на конце становится –и: тушь – туши, речь – речи, брошь – броши.
  • В среднем роде –о заменяется на –а, -е на -я: окно – окна, письмо – письма, поле – поля.

Особенности грамматической категории

Данная категория словоизменительная только для двоичной формы существительного, то есть тех слов, которые употребляются как в единственном числе, так и во множественном.

Несловоизменительная форма присуща словам, не имеющим формы единственного числа, то есть изначально стоящих во множественном числе.

Число существительных

Ко второй категории относятся следующие семантические группы:

  • Отвлечённые слова, которые обозначают периодичность времени, какие-либо события, природные явления: каникулы, будни, сутки, именины, хлопоты, выборы;
  • Слова, обозначающие парные предметы: очки, ножницы, клещи, колготки, брюки;
  • Овеществлённые существительные (материалы, вещества): дрожжи, сливки, чернила, макароны, консервы,
  • Название игр, обозначение действия: переговоры, жмурки, прятки, шахматы;
  • Географические названия, топонимы: Лужники, Пиренеи, Альпы, Мысы);
  • Остальные слова: обои, бигуди, дрова, санки, духи, плоскогубцы, часы.

Трудные формы числа

К этой категории относятся слова, употребление которых вызывает затруднение в правильности написания и произношения.

Например, шофЁры или шоферА, договОры или договорА. В родительном падеже: килограмм или килограммов, помидор или помидоров.

Некоторые формы нужно запомнить или проверять по словарю.

Пример: апельсинов, помидоров, килограммов, носков, облаков, метров. Но!  Кур, стёкол, ботинок, сапог, яблок, валенок, чулок.

 Так же есть определённые правила для выяснения таких закономерностей.

  • У некоторых существительных вариативность числа образуется нестандартно: человек – люди, барин – господа, ребёнок – дети. То есть полностью заменяется корневая морфема.
  • В других словах мн. ч. образуется изменением орфоэпических знаков (бЕрег – берегА, хОлст — холстЫ).
  • Может изменяться основа: дно – донья, чудо – чудеса, колесо – колёса, чертёнок – чертята);
  • Могут чередоваться согласные звуки (снег – снежинки, друг – друзья).

Интересные факты

В древнерусском языке, помимо привычных нам 2х чисел существовало ещё одно – двойственное. Оно употреблялось при обозначении предметов. составляющих пару: рукава, рога, очки, брюки, берега.

В настоящее время эта роль отведена множественному числу.

Так же следует знать, что у некоторых слов есть семантические различия. Такие слова, по сути, являются омонимами: листья дерева и листы бумаги, зубы человека и зубья граблей.

Части речи
Добавить комментарий