Существительные и их окончания

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.74%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.59%
Студент - для учебы
7.41%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.26%
Проголосовало: 7825

Эта система  для существительных выражена падежными окончаниями, указывающими на грамматическую взаимосвязь с другими словами в предложении. Падежные флексии зависимы от рода, числа, склонения, категории одушевлённости.

В нашем языке существительные склоняются по шести падежам. При этом в одинаковой форме разные слова имеют разные окончания. И, наоборот – в разных падежах возможны одинаковые окончания.

Однопадежные слова  из одного ряда склонения будут с одинаковыми буквами в конце независимо от ударения.

Изменяемые слова образуют следующую систему.

падеж 1 скл./ род 2 скл. 3 скл.
Мужской, женский, общий пример Остальные слова мужского и среднего р. пример Все остальные слова женского р. пример
именительный -а;  -я картина (); -е; -о молоко () с «ь» на конце рожь
родительный -ы; -и картины -а; -я молока ржи
дательный картине -у; -ю молоку ржи
винительный -ю; -у какртину молоко () рожь
творительный -ой (ою)

ей (ею)

картиной -ом; -ем молоком -ью рожью
предложный картине -е; -и молоке ржи

Правописание безударных гласных

Правописание здесь будет зависеть от склонения слов. Для выявления безударных флексий нужно действовать по следующему алгоритму:

  • находим начальную форму – единственное число именительного П.;
  • определяем тип склонения;
  • изменяем слово, находим похожие слова – определяется соответствующая закономерность правильного написания.

Пример смотрите в таблице ниже.

Скл. Начальная форма Пример — проверяем
1 кофта, земля, слуга кофте или земле или слуге

(дательный  пад.)

2 диван, море, окно дивану или морю или окну

(дательный пад.)

3 мышь, речь, выпь мыши или речи или выпи

(родительный пад.)

Отдельная группа: существительные на –мя; -ие; -ия знамя, творение, ностальгия знамени или творении или ностальгии (предложный пад.)

Падежные окончания

Здесь мы подробно рассмотрим написание флексий в разных падежных формах для существительного

Склонение

  1. Эта категория объединяет слова женского, мужского, общего рода, оканчивающиеся на –а/-я в начальной форме: машина, дядя, засоня.
  2. Правильное написание букв в падежах обусловлено их аналогией.

    Например, в слове роса  -а под ударением. Просклоняв это слово, мы можем выявить написание буквы в конце слова в случае с безударной гласной.

    Им. П.(кто?/что?)  – роса;  
    Род. П. (кого?/чего?) – росы;
    Дат. П. (кому?/чему?) – росе;
    Вин. П. (кого?/что?) – росу;
    Творит. П. (кем?/чем?) – росой;
    Предл. П. (о ком?/о чём?) – росе.
    Сравним: машина – машины – машине – машину – машиной – машине.

  3. Сюда относятся слова среднего р. на –о/-е и мужского с нулевой флексией: пальто, иней, творог, зерно, каток.
  4. На примере слов с сочетанием -ий и -ие на конце можно понять принцип написания. Они в предложном падеже заканчиваются на –и, а не на –е, как остальные слова такого порядка.

    Им. П.(кто?/что?)  – конь;  
    Род. П. (кого?/чего?) – коня;
    Дат. П. (кому?/чему?) – коню;
    Вин. П. (кого?/что?) – коня;
    Творит. П. (кем?/чем?) – конём;
    Предл. П. (о ком?/о чём?) – коне.

    Сравним: затмение – сомнения – сомнению – сомнение – сомнением – сомнении. Гербарий – гербария – гербарию  – гербарий – гербарием – гербарии.

  5. Здесь представлены слова женского р. с шипящей и «ь».
  6. Особенность изменения таких слов – безударная флексия –и в 3х вариантах: предложном, дательном, родительном П.

    Им. П.(кто?/что?)  – тишь;  
    Род. П. (кого?/чего?) – тиши;
    Дат. П. (кому?/чему?) – тиши;
    Вин. П. (кого?/что?) – тишь;
    Творит. П. (кем?/чем?) – тишью;
    Предл. П. (о ком?/о чём?) – тиши.

    Сравним: степь – степи – степи – степь – степью – степи.

    Для сочетания –ия

    Особое внимание следует уделить сочетанию – ия. Здесь окончание –и в предложном и дательном падеже единственного числа (вместо –е).

    Им. П.(кто?/что?)  – геометрия;  
    Род. П. (кого?/чего?) – геометрии;
    Дат. П. (кому?/чему?) – геометрии;
    Вин. П. (кого?/что?) – геометрию;
    Творит. П. (кем?/чем?) – геометрией;
    Предл. П. (о ком?/о чём?) – геометрии.
    Сравним: лекция –лекции – лекции – лекцию – лекцией – лекции.

    Таким образом, для правильного написания слов необходимо знать, как они распределяются по типам склонения.

Части речи
Добавить комментарий