Эта система для существительных выражена падежными окончаниями, указывающими на грамматическую взаимосвязь с другими словами в предложении. Падежные флексии зависимы от рода, числа, склонения, категории одушевлённости.
В нашем языке существительные склоняются по шести падежам. При этом в одинаковой форме разные слова имеют разные окончания. И, наоборот – в разных падежах возможны одинаковые окончания.
Однопадежные слова из одного ряда склонения будут с одинаковыми буквами в конце независимо от ударения.
Изменяемые слова образуют следующую систему.
падеж | 1 скл./ род | 2 скл. | 3 скл. | |||
Мужской, женский, общий | пример | Остальные слова мужского и среднего р. | пример | Все остальные слова женского р. | пример | |
именительный | -а; -я | картина | (); -е; -о | молоко | () с «ь» на конце | рожь |
родительный | -ы; -и | картины | -а; -я | молока | -и | ржи |
дательный | -е | картине | -у; -ю | молоку | -и | ржи |
винительный | -ю; -у | какртину | -е | молоко | () | рожь |
творительный | -ой (ою)
ей (ею) |
картиной | -ом; -ем | молоком | -ью | рожью |
предложный | -е | картине | -е; -и | молоке | -и | ржи |
Правописание безударных гласных
Правописание здесь будет зависеть от склонения слов. Для выявления безударных флексий нужно действовать по следующему алгоритму:
- находим начальную форму – единственное число именительного П.;
- определяем тип склонения;
- изменяем слово, находим похожие слова – определяется соответствующая закономерность правильного написания.
Пример смотрите в таблице ниже.
Скл. | Начальная форма | Пример — проверяем |
1 | кофта, земля, слуга | кофте или земле или слуге
(дательный пад.) |
2 | диван, море, окно | дивану или морю или окну
(дательный пад.) |
3 | мышь, речь, выпь | мыши или речи или выпи
(родительный пад.) |
Отдельная группа: существительные на –мя; -ие; -ия | знамя, творение, ностальгия | знамени или творении или ностальгии (предложный пад.) |
Падежные окончания
Здесь мы подробно рассмотрим написание флексий в разных падежных формах для существительного
Склонение
- Эта категория объединяет слова женского, мужского, общего рода, оканчивающиеся на –а/-я в начальной форме: машина, дядя, засоня.
- Сюда относятся слова среднего р. на –о/-е и мужского с нулевой флексией: пальто, иней, творог, зерно, каток.
- Здесь представлены слова женского р. с шипящей и «ь».
Правильное написание букв в падежах обусловлено их аналогией.
Например, в слове роса -а под ударением. Просклоняв это слово, мы можем выявить написание буквы в конце слова в случае с безударной гласной.
Им. П.(кто?/что?) – роса;
Род. П. (кого?/чего?) – росы;
Дат. П. (кому?/чему?) – росе;
Вин. П. (кого?/что?) – росу;
Творит. П. (кем?/чем?) – росой;
Предл. П. (о ком?/о чём?) – росе.
Сравним: машина – машины – машине – машину – машиной – машине.
На примере слов с сочетанием -ий и -ие на конце можно понять принцип написания. Они в предложном падеже заканчиваются на –и, а не на –е, как остальные слова такого порядка.
Им. П.(кто?/что?) – конь;
Род. П. (кого?/чего?) – коня;
Дат. П. (кому?/чему?) – коню;
Вин. П. (кого?/что?) – коня;
Творит. П. (кем?/чем?) – конём;
Предл. П. (о ком?/о чём?) – коне.
Сравним: затмение – сомнения – сомнению – сомнение – сомнением – сомнении. Гербарий – гербария – гербарию – гербарий – гербарием – гербарии.
Особенность изменения таких слов – безударная флексия –и в 3х вариантах: предложном, дательном, родительном П.
Им. П.(кто?/что?) – тишь;
Род. П. (кого?/чего?) – тиши;
Дат. П. (кому?/чему?) – тиши;
Вин. П. (кого?/что?) – тишь;
Творит. П. (кем?/чем?) – тишью;
Предл. П. (о ком?/о чём?) – тиши.
Сравним: степь – степи – степи – степь – степью – степи.
Для сочетания –ия
Особое внимание следует уделить сочетанию – ия. Здесь окончание –и в предложном и дательном падеже единственного числа (вместо –е).
Им. П.(кто?/что?) – геометрия;
Род. П. (кого?/чего?) – геометрии;
Дат. П. (кому?/чему?) – геометрии;
Вин. П. (кого?/что?) – геометрию;
Творит. П. (кем?/чем?) – геометрией;
Предл. П. (о ком?/о чём?) – геометрии.
Сравним: лекция –лекции – лекции – лекцию – лекцией – лекции.
Таким образом, для правильного написания слов необходимо знать, как они распределяются по типам склонения.