Суффиксальный способ образования деепричастий

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.82%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.19%
Студент - для учебы
7.56%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.44%
Проголосовало: 7915

Мы уже знаем, что деепричастия образуются от форм глаголов. Благодаря суффиксам мы получаем формы двух видов — совершенного и несовершенного.

Каждому из этих видов деепричастий характерны те или иные суффиксы.

Школьники традиционно часто испытывают проблемы с деепричастиями. Их нередко определяют как обособленную форму глагола, но чаще они обозначаются как отдельная часть речи.

Знать их нужно хотя бы потому, что в текстах (почти всегда) они выделяются запятыми.

  1. Зная (что делая?) маршрут, мы достаточно быстро вышли к водопаду.
  2. Получив (что сделав?) указания от главного судьи, команда вышла на старт.

Деепричастия могут иметь форму настоящего или прошедшего времени. Определить время довольно легко – нужно задать к ним вопрос.

Первый тип – настоящего времени – включают суффиксы –а или –я. Они добавляются к глагольной основе – чтобы ее найти, нужно убрать у глагола окончание: смотр-ю, его основа смотр-; бормоч-у, его основа бормоч- и т.д. При добавлении соответствующего суффикса получаем «смотр-я» и «бормоч-а».

  1. Смотря на этих людей, я вспомнил себя в молодости.
  2. Сторож поспешно вышел из каморки, бормоча что-то под нос.

Суффиксы –в, –ши, –вши приводят к образованию деепричастий прошедшего времени путем добавления к инфинитиву.

У инфинитива опускается окончание –ть, и таким образом выделяется основа. К ней добавляется суффикс – один из трех. Если у нас невозвратный глагол, основа которого оканчивается на гласную (поигра-ть), то добавляется –в.

Поиграв немного с Иваном Семёновичем в карты, Гордей стал собираться в обратную дорогу.

В случае преобразования возвратного глагола (оста-ть-ся) добавляется –вши.

Оставшись наедине, мы с Аленкой предались детским воспоминаниям.

Последний вариант – преобразование глагола с нулевым окончанием (у него отсутствует окончание –ть): улечься. Здесь добавляется –ши.

Улегшись возле натопленной печки, Васька закрыл глаза и задремал.

Рассмотрим по таблице, сразу же образовывая нужную нам часть речи.

Совершенного вида Несовершенного вида
-в-, -вши-, -ши- -а-, -я-
нарисова — в  игра -я
закры — вши  крич -а
намок — ши

Знать, как образуются деепричастия от глагола и какую роль они выполняют в предложении очень важно. От этого будет зависеть правильность постановки знаков препинания перед самим деепричастием, так и с оборотом.

Рассмотрим ряд примеров с рассматриваемой нами частью речи.

В помощь, как всегда, призовём вопросы.

Есть глагол — подниматься (что делать?)

Образуем деепричастие — (что делая?) поднимаясь.

  • молчать — молча;
  • строчить — строча;
  • управлять — управляя;
  • взирать — взирая.

По вопросу мы можем видеть, что как глаголы, так и деепричастия, от них образованные, относятся к несовершенному виду. Подсказка — вопрос не начинается с буквы -С-.

Сейчас обратимся к другим формам.

Сыграть (что сделать?) — сыграв (что сделав?). Обратили внимание? Вопрос начинается с -С, значит, и глагол, и деепричастие, от него образованное, -С-овершенного вида.

  • принести — принес-ши;
  • задыхаться — задыха-вшись;
  • взяться — взя-вшись;
  • узнать — узна-в.

От чего зависит выбор суффикса?

  1. Оканчивающиеся в основе на гласный звук глаголы ведут к образованию деепричастий с -в-:
  2. ✺ наметИть — наметиВ;
    ✺ построИть — построиВ.

  3. Возвратные глаголы, оканчивающиеся в основе на гласный образуют деепричастия с — вши:
  4. ✺ признАться — призна-вши-сь;
    ✺ опоясАться — опояса-вши-сь.

  5. Образованные от возвратных глаголов, в основе оканчивающихся на согласный звук, получают суффикс -ши:

✺ обжеЧься — обжёг-ши-сь;
✺ улеЧься — улёк-ши-сь.

Таким образом, зная, какой вопрос можно задать к слову, можно с лёгкость определиться с видом. А дальше уже можно понять, какой суффикс будет принимать участие в словообразовании.

Тестовое задание по теме

Проверь, всё ли ты усвоил, прочитав правило?

1) Отметь суффиксы деепричастий совершенного вида








2) Отметь суффиксы деепричастий несовершенного вида






Части речи
Добавить комментарий

  1. Екатерина

    Остались вопросы. Почему здесь не работает правило?
    1. Помчался (что сделав? Совершенный вид, прошедшее время) сломя/очертя голову.

    Ответить
    1. Мария

      Потому что иногда в словообразовании деепричастий прошедшего времени используют суффиксы -а/я. Это относится к глаголам будущего времени, например: уведут — уведя, сломают — сломя. Как-то так.

      Ответить