Разряд относительных местоимений в русском языке

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.82%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.21%
Студент - для учебы
7.55%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.43%
Проголосовало: 7912

Роль относительных местоимений в русском языке отводится соединению частей сложноподчиненных предложений. Относительные местоимения имеют отличительные (характерные только для данной категории местоимений) признаки.

О них мы и поговорим в данной статье.

Что представляют собой относительные местоимения?

Относительные местоимения — это такие местоимения, которые указывают на предмет, его признаки или количество.
Они соединяют две и более частей сложноподчиненных предложений.

Часто их путают с союзными словами.

Вопросы, на которые отвечают относительные местоимения — кто? что? чей? какой? сколько?

Интересно, что они и сами выглядят так же, как и вопросы, на которые отвечают, т.е. кто, что, какой, который, каковой, чей, сколько.
Как видим, это те же самые вопросительные слова, но в нашем случает они будут выступать в роли относительных местоимений.

Грамматические признаки относительных местоимений

К грамматическим (можно сказать — морфологические) признакам относительных местоимений относят: род, число и падеж.
Некоторые из них изменяются только по падежам — кто, что, сколько.

Другие же могут изменять свою падежную форму, но и обретать форму разного рода и числа.

Таблица грамматических признаков относительных местоимений выглядит следующим образом:

Единственное число Множественное число
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. кто

что

чей

какой

который

каков

чье

какое

которое

каково

чья

какая

которая

какова

чьи

какие

которые

каковы

сколько
Р. п. кого

чего

чьего

какого

которого

чьей

какой

которой

чьих

каких

которых

скольких
Д. п. кому

чему

чьему

какому

которому

чьей

какой

которой

чьим

каким

которым

скольким
В. п. кого

что

чей (чьего)

какой (какого)

который (которого)

чье

какое

которое

чью

какую

которую

чьи (чьих)

какие (каких)

которые (которых)

сколько (скольких)
Т. п. кем

чем

чьим

каким

которым

чьей

какой

которой

чьими

какими

которыми

сколькими
П. п. о ком

о чем

о чьем

о каком

о котором

о чьей

о какой

о которой

о чьих

о каких

о которых

о скольких

Думаю, что не стоит заострять внимание на том, что кто указывает на одушевленное лицо, а что — на неодушевленное.

Синтаксические признаки относительных местоимений

Относительные местоимения имеют и характерные синтаксические особенности.
В предложениях они обычно являются подлежащим, дополнением или определением.

Примеры.

Ученики обсуждали на перемене, что будет у них в заданиях на ЕГЭ (подлежащее).
Мы частенько видим автобусы, которые разрисованы яркими пейзажами (определение).
Мне интересно, у кого попался первый билет на экзамене (дополнение).

Задание на повторение — определить синтаксическую роль относительного местоимения и подчеркнуть соответствующей линией.

  1. Наша бабушка уже в который раз говорит, что мы должны положить в сумки, когда пойдём на первое сентября.
  2. А мы уже устали ей объяснять, кто лучше знает об этом — она или мы.
  3. На самом деле по небу пролетели соседские вороны, которые постоянно таскают хлебные крошки у нашего Дружка.
  4. Перепела, которые прячутся в траве, совсем не боятся наших котов.
  5. Вы не знаете, у кого мы можем спросить дорогу к ягодным местам?
  6. Было бы здорово узнать, что там находится в сундуке деда Степана.
  7. Сестра так и не узнала, кто написал ей записку и подбросил под парту.
  8. Мама никогда не расскажет, сколько она зарабатывает, чтобы мы не клянчили у неё на разные глупости.
  9. Сложно сказать, сколько продлится карантин в нашем городе.
  10. Я не скажу, о чем думаю во время выполнения домашних заданий.
  11. Я не уверена, чей почерк был на этой скомканной записке с соседней парты.

Правильные ответы к заданию.

  1. Наша бабушка уже в который раз говорит, что (дополнение) мы должны положить в сумки, когда пойдём на первое сентября.
  2. А мы уже устали ей объяснять, кто (подлежащее) лучше знает об этом — она или мы.
  3. На самом деле по небу пролетели соседские вороны, которые (определение) постоянно таскают хлебные крошки у нашего Дружка.
  4. Перепела, которые (определение) прячутся в траве, совсем не боятся наших котов.
  5. Вы не знаете, у кого (дополнение) мы можем спросить дорогу к ягодным местам?
  6. Было бы здорово узнать, что (подлежащее) там находится в сундуке деда Степана.
  7. Сестра так и не узнала, кто (подлежащее) написал ей записку и подбросил под парту.
  8. Мама никогда не расскажет, сколько (обстоятельство) она зарабатывает, чтобы мы не клянчили у неё на разные глупости.
  9. Сложно сказать, сколько (обстоятельство) продлится карантин в нашем городе.
  10. Я не скажу, о чем (дополнение) думаю во время выполнения домашних заданий.
  11. Я не уверена, чей (определение) почерк был на этой скомканной записке с соседней парты.

Части речи
Добавить комментарий