Правописание «ТСЯ» и «ТЬСЯ» в глаголах

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.82%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.21%
Студент - для учебы
7.55%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.43%
Проголосовало: 7912

Инфинитив или неопределённая форма глагола является грамматической формой, у которой есть свои правила, включая правописание «ь» перед «-ся».

При постановке вопроса: нужно ли писать «ь», сначала выясняется принадлежность глагола определённым параметрам.

Если он употребляется в неопределённой форме и отвечает на вопросы: что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид), значит нужно ставить «ь».

Пример.

На берёзах начали появляться (что делать?) зелёные клейкие листочки.
Заяц выбежал на дорогу и стал оглядываться (что делать?) по сторонам.
Нужно было так танцевать, чтобы закружиться (что сделать) словно в сказочном вихре.

Если мы задаём к глаголу вопрос: «что делает?» и «что сделает?», значит, он стоит в форме 3го лица и потому «ь» писать не нужно. При этом не важно, во множественном числе он употребляется или в единственном.

Пример.
С деревьев в парке совсем скоро сорвутся (что сделают?) последние листочки.
В лесу в начале августа появятся первые грибы.

Но это не единственный приём, с которым так просто можно определить написание мягкого знака или его отсутствие. Например, в предложениях без подлежащих задавать вопрос не просто. Здесь нужно запомнить, что в такой ситуации словоформа употребляется без «ь».

Получай знания – это всегда пригодится!

3л; ед.ч./мн.ч.   Инфинитив совершенный вид /несовершенный вид
                                      —                                                            «ь»
что делает?  что сделает?

учится
женится
пылится
поётся
лоснится
моется
польётся
накопится
поклеится

что делать?  что сделать?

учиться
жениться
пылиться
петься
лосниться
мыться
литься
копиться
клеиться

Особенности правописания «ь» для разных глагольных словоформ

Первая особенность была описана выше. Мысленно задавать вопрос не так просто как кажется на первый взгляд и потому можно ошибиться в написании.

Второй момент – глаголы на «-ся» могут идти в предложении один за другим и в такой ситуации хочется писать знак по аналогии с предыдущим или не писать его. И снова: постановка вопроса может быть сложной.

  1. Артёму очень хочется смеяться, хотя для него это сложно.
  2. Артист – профессия непростая и интересная, если человеку, выбравшему её, нравится меняться и быть всегда новым для публики.

Кто-то задаёт вопрос только для первого глагола, а во втором употребляют то же окончание, но следует анализировать каждое слово.

Правильное определение формы глагола в данном случае – половина успеха. Потому лучше потренироваться в этом навыке и довести его до полного понимания. Это достигается благодаря тренировкам и кропотливой работе над текстами с такими примерами.

Хорошо запомнить данное правило можно, поняв его природу. Если изучить глаголы 3 лица или неопределённой формы можно выявить закономерность, что в первом варианте нужно ставить мягкий знак, а во втором – нет.

Таким образом, суффиксальная морфема «-ся» не меняет сути происходящего. Фактически её можно мысленно заменить на слово «себя». Это ещё один способ перепроверки слова. Например, учиться – учить себя. Здесь очевиден инфинитив и потому нужно писать «ь».

Подытожим

Правописание «ь» в глаголах с суффиксом «-ся» во многом определяется тем, в какой форме употреблены глаголы.

  1. Если речь идёт о третьем лице во множественном или единственном числе, то «ь» перед суффиксом не пишется. Если же это инфинитив, то знак употреблять необходимо.
  2. Проверяем слово при помощи вопросов. В случае, если это сделать нельзя, например, в предложениях без подлежащего, значит, пишем слово без мягкого знака.

Соблюдение этих правил поможет правильно определить написание «ь».

Части речи
Добавить комментарий