Инфинитив или неопределённая форма глагола является грамматической формой, у которой есть свои правила, включая правописание «ь» перед «-ся».
При постановке вопроса: нужно ли писать «ь», сначала выясняется принадлежность глагола определённым параметрам.
Если он употребляется в неопределённой форме и отвечает на вопросы: что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид), значит нужно ставить «ь».
Пример.
— На берёзах начали появляться (что делать?) зелёные клейкие листочки.
— Заяц выбежал на дорогу и стал оглядываться (что делать?) по сторонам.
— Нужно было так танцевать, чтобы закружиться (что сделать) словно в сказочном вихре.
Если мы задаём к глаголу вопрос: «что делает?» и «что сделает?», значит, он стоит в форме 3го лица и потому «ь» писать не нужно. При этом не важно, во множественном числе он употребляется или в единственном.
Пример.
— С деревьев в парке совсем скоро сорвутся (что сделают?) последние листочки.
— В лесу в начале августа появятся первые грибы.
Но это не единственный приём, с которым так просто можно определить написание мягкого знака или его отсутствие. Например, в предложениях без подлежащих задавать вопрос не просто. Здесь нужно запомнить, что в такой ситуации словоформа употребляется без «ь».
Получай знания – это всегда пригодится!
3л; ед.ч./мн.ч. | Инфинитив совершенный вид /несовершенный вид |
— «ь» | |
что делает? что сделает?
учится |
что делать? что сделать?
учиться |
Особенности правописания «ь» для разных глагольных словоформ
Первая особенность была описана выше. Мысленно задавать вопрос не так просто как кажется на первый взгляд и потому можно ошибиться в написании.
Второй момент – глаголы на «-ся» могут идти в предложении один за другим и в такой ситуации хочется писать знак по аналогии с предыдущим или не писать его. И снова: постановка вопроса может быть сложной.
- Артёму очень хочется смеяться, хотя для него это сложно.
- Артист – профессия непростая и интересная, если человеку, выбравшему её, нравится меняться и быть всегда новым для публики.
Кто-то задаёт вопрос только для первого глагола, а во втором употребляют то же окончание, но следует анализировать каждое слово.
Правильное определение формы глагола в данном случае – половина успеха. Потому лучше потренироваться в этом навыке и довести его до полного понимания. Это достигается благодаря тренировкам и кропотливой работе над текстами с такими примерами.
Хорошо запомнить данное правило можно, поняв его природу. Если изучить глаголы 3 лица или неопределённой формы можно выявить закономерность, что в первом варианте нужно ставить мягкий знак, а во втором – нет.
Таким образом, суффиксальная морфема «-ся» не меняет сути происходящего. Фактически её можно мысленно заменить на слово «себя». Это ещё один способ перепроверки слова. Например, учиться – учить себя. Здесь очевиден инфинитив и потому нужно писать «ь».
Подытожим
Правописание «ь» в глаголах с суффиксом «-ся» во многом определяется тем, в какой форме употреблены глаголы.
- Если речь идёт о третьем лице во множественном или единственном числе, то «ь» перед суффиксом не пишется. Если же это инфинитив, то знак употреблять необходимо.
- Проверяем слово при помощи вопросов. В случае, если это сделать нельзя, например, в предложениях без подлежащего, значит, пишем слово без мягкого знака.
Соблюдение этих правил поможет правильно определить написание «ь».