Действительный и страдательный залог причастий

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.75%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.58%
Студент - для учебы
7.41%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.26%
Проголосовало: 7826

Причастия действительные и страдательные — тема сегодняшней статьи.

Причастия сохраняют свойства глагола и прилагательного, успешно совмещая их в одном слове, и обозначают признак по действию, например: летящий шар, бегущий мальчик, прочитанная книга, сидящий ученик, лежащий предмет.

Слова этой части речи делятся на два разряда: причастия действительные и страдательные. Они изменяются по родам и падежам. В предложении являются определениями.

Действительные (ДП)

Словосочетание прыгающий мяч. Прыгающий – тот, который прыгает. Предмет (мяч) действует сам. Причастие же обозначает признак этого действия.

  1. Сверкающий шар высоко парил над землей, кажущейся маленькой черной точкой.
  2. Перескакивающий с ветки на ветку воробей гонялся за яркими бабочками, стремительно взмывавшими ввысь. 

Они называются действительными.  Однокоренное слово – действует.

Рисующий ребенок – тот, кто рисует сам. Исчезнувший человек – тот, кто исчез. Промолчавший брат, улетевший лист, плавающая утка, идущий человек.

Настоящее время

ДП могут изменяться по временам. При образовании причастий настоящего времени обращают внимание на спряжение глагола, который участвует в этом процессе:

  • первое – словообразовательные морфемы –ущ, -ющ.
  1. Сложные задания, составляющие основу контрольной работы, были выполнены успешно (составляют).
  2. Птицы, поздней осенью улетающие на юг, собираются в стаи (улетают).
  • второе – суффиксы –ащ,-ящ.
  1. Врачи, лечащие моего отца в больнице, оказались добрыми и внимательными (лечат).
  2. Любящий молодой человек никогда не сделает больно своей девушке (любят).

Процесс создания ДП:

  • отсечь личное окончание глагола – лет-ят;
  • прибавить суффикс –ящ – летящ;
  • определить последнюю морфему– ие – летящие.

  Прошедшее время

Основа для создания ДП – неопределенная форма или прошедшее время глагола.

  1. Увязшие по самые борта грузовики с трудом выбрались из углубившейся колеи (увязли, углубились).
  2. Ученики, показавшие на экзаменах высокие результаты, успешно поступили в вузы (показать).
  3. Деревья с облетевшей листвой, почерневший лес, подмерзшие реки – признаки глубокой осени.

Образование ДП прошедшего времени:

  • берется основа инфинитива или прошедшего времени – читать – чита;
  • добавляется морфема – вш (-ш) – читавш;
  • плюс нужное окончание – читавший.

Страдательные (СП)

Такие причастия обозначают признак действия предмета, от которого страдает другой предмет: выученное стихотворение, решенная задача, нарисованный цветок, прочитанная книга.

Кто-то выучил, решил, нарисовал, прочитал. Оказывал действие на предметы, которые от него страдали: начерченные линии, исписанная тетрадь, подчеркнутое слово, разорванный листок.

  1. Учитель принес в класс написанные учениками контрольные работы. Работы, которые написали ученики.
  2. Сорванный ветром листок упал на землю. Листок, который сорвал ветер.

СП настоящего времени

  • основа глагола первого спряжения + морфемы -ем, -ом + окончание в нужном числе, падеже;

Предметы, выбираемые учеником для итоговой аттестации, должны пригодиться для поступления в вуз (выбирают).

Мишка, несомый неведомой силой вглубь леса, очень испугался (несут).

Реша-ют – реша-ем-ый, чита-ют – чита-ем-ый, убира-ют – убира-ем-ый.

  • основа глагола второго спряжения + суффикс – им + формоизменяющая морфема;
  1. Драгоценности моей бабки, годами хранимые в ее доме, достались по наследству сестре.
  2. Движимый злостью и обидой, гонимый завистью, Петров набросился на друга.

Стро-ят – стро-им-ый, возвод-ят – возвод-им-ый, гон-ят – гон-им-ый.

СП прошедшего времени

  • основа инфинитива или прошедшего времени +-нн, -т + окончание;
  1. Прочитанная и закрытая книга давно лежала на письменном столе брата.
  2. Разбитый под окнами цветник с разбросанными по нему астрами радовал жителей старого дома.
  • если основа инфинитива содержит суффикс «и», причастие образуется с помощью морфемы -енн;
  1. Хорошо выученные уроки – гарантия положительных оценок (выучить).
  2. Распиленные дрова большой кучей лежали посередине сарая (распилить).

Страдательные причастия могут иметь краткую форму. Такие СП изменяются по числам и родам. В предложении выполняют функцию сказуемого.

  1. Интересный рассказ молодого писателя прочитан мною на одном дыхании.
  2. Утверждено расписание выпускных экзаменов для учеников 11-х классов.
  3. Картина осени раскрашена всеми цветами радуги, насыщена вдохновением.
  4. Экзамены сданы, выпускные балы в школах проведены. 

Интересно почитать:

Время страдательных и действительных причастий в русском языке

Морфологические признаки причастий

Написание «не» с причастиями

Части речи
Добавить комментарий