Точка с запятой относится к «внутренним» непарным знакам препинания, которые встречаются в сложных предложениях. Случаи применения и обязательность расстановки знака вызывают затруднения. Необходимость употребления в разных конструкциях стоит рассмотреть подробнее.
Для чего нужна точка с запятой?
Знак препинания используется в сложносочиненном предложении и завершает его отдельную смысловую часть. В такой конструкции, как правило, есть:
- распространенные члены;
- вводные слова;
- причастные и деепричастные обороты.
В большинстве случаев этот знак смело можно заменить точкой. Структура предложения и смысл при этом не страдают. Однако если речь об одном и том же предмете, одной и той же ситуации или моменте времени, его применяют для сохранения целостности конструкции и полного восприятия смысла.
Случаи употребления
Согласно правилам, знак ставится в нескольких определенных случаях.
- Бессоюзные сложные предложения.
- Сложные предложения с союзами.
- Перечисление однородных членов предложения.
- Распространенные придаточные предложения с одним главным.
- Части предложения (группы частей) сложносочиненного предложения.
- Перечни, списки.
В них, обычно, много запятых, они сильно распространены и независимы друг от друга. В этом случае указывается на одновременность или четкую последовательность действий. Знак препинания в таких случаях может заменять союз.
Некоторые примеры для рассмотрения:
☑ К концу дня разыгралась снежная буря; посыльный сбился с пути и следовал наугад.
☑ Расположенная в центре города постройка привлекала архитектурным стилем; туристы решили зайти и осмотреть ее изнутри, пока она не закрылась.
☑ На смену солнечному теплому дню пришла темная и холодная ночь; предметы вокруг приобрели странные, а порою и страшные очертания.
В данных случаях точка с запятой стоит вместо союза «и», который можно мысленно подставить для проверки.
В этом случае самостоятельные (предикативно) части предложения объединены в одно сложное с помощью союзов: «а», «но», «однако», «все же», «тем не менее», «и», «да».
Точка с запятой перед союзом «а» ставится, только если предикативные части сильно распространены и внутри уже имеют обособление запятыми.
Предложения, которые начинаются с «и», «да» могли бы стоять после точки. Они называются «присоединительными».
Для полного понимания следует рассмотреть примеры.
☑ У него не было ни малейшего шанса на успех; однако/все же/тем не менее он, совсем об этом не думая, с рвением и глубокой верой взялся за дело.
☑ Нам показалось, что он собирается уходить; а надо заметить, что это было бы вовсе некстати, и никто из присутствующих не был готов к такому повороту событий.
☑ Мальчик рисовал картину, заверив всех, что это сцены из известной сказки; и окружающие восхищались рисунком, хотя на листе бумаги ничего не было, кроме кривых обрывистых линий.
Данные предложения самостоятельны предикативно, т.е. отличаются по утверждениям, имеют разное сказуемое.
Точка с запятой ставится при их выделении, в случае если они распространены и внутри уже обособлены запятыми.
Несколько примеров для наглядности:
☑ В окне поезда мелькали неприглядные деревянные дома, кое-где со светящимися окнами; пустые огороды, безлюдные, как и дворы домов.
☑ На собрание пришли все, кто считал, что их мнение важно; работники, которые были заинтересованы в мероприятии; сотрудники, чьи работы представлялись на выставку, и просто любопытные коллеги.
В данном случае одному главному предложению может быть подчинено по смыслу несколько придаточных.
Примеры для рассмотрения:
☑ Для него было важно, чтобы никто не вмешивался в процесс; чтобы ни единая душа не смогла помешать ему; чтобы все, кто против, просто молчали.
☑ Мероприятие выигрывало перед остальными тем, что сюда были приглашены только осведомленные люди; что участники могли свободно обсуждать общие вопросы; что в таких условиях какие-либо противоречия и недоразумения исключались.
В таких конструкциях передается эмоциональный фон происходящего.
В данном случае точкой с запятой выделяются группы частей предложения или группы придаточных предложений, принадлежащих одному главному для выделения границ между группами.
Примеры для наглядности:
☑ Больная лежала, обложенная подушками, не обращая внимания на окружающих; иногда она жалобно стонала и вздыхала; иногда открывала глаза, не понимая, что происходит; иногда звала к себе, и когда кто-то подходил, молчала.
☑ Лицо было смуглое, будто азиатское; черные брови тонкие и изогнутые придавали ему удивленное выражение.
Группы (части) объединяются одной смысловой ситуацией
Применяются в инструкциях, объявлениях, научно-технических текстах. Представляют собой одно предложение.
Несколько примеров для рассмотрения:
☑ Для безопасного обслуживания прибора следует:
а) убедиться в том, что он отключен от сети;
б) удалить съемные детали.
☑ На консультацию приглашаются:
а) учащиеся, сдавшие вовремя контрольные работы;
б) учащиеся, включенные в списки для участия.