«Точка с запятой» — правила постановки

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.82%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.19%
Студент - для учебы
7.56%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.44%
Проголосовало: 7915

Точка с запятой относится к «внутренним» непарным знакам препинания, которые встречаются в сложных предложениях. Случаи применения и обязательность расстановки знака вызывают затруднения. Необходимость употребления в разных конструкциях стоит рассмотреть подробнее.

Для чего нужна точка с запятой?

Знак препинания используется в сложносочиненном предложении и завершает его отдельную смысловую часть. В такой конструкции, как правило, есть:

  • распространенные члены;
  • вводные слова;
  • причастные и деепричастные обороты.

В большинстве случаев этот знак смело можно заменить точкой. Структура предложения и смысл при этом не страдают. Однако если речь об одном и том же предмете, одной и той же ситуации или моменте времени, его применяют для сохранения целостности конструкции и полного восприятия смысла.

Случаи употребления

Согласно правилам, знак ставится в нескольких определенных случаях.

  1. Бессоюзные сложные предложения.
  2. В них, обычно, много запятых, они сильно распространены и независимы друг от друга. В этом случае указывается на одновременность или четкую последовательность действий. Знак препинания в таких случаях может заменять союз.

    Некоторые примеры для рассмотрения:

    К концу дня разыгралась снежная буря; посыльный сбился с пути и следовал наугад.

    Расположенная в центре города постройка привлекала архитектурным стилем; туристы решили зайти и осмотреть ее изнутри, пока она не закрылась.

    На смену солнечному теплому дню пришла темная и холодная ночь; предметы вокруг приобрели странные, а порою и страшные очертания.

    В данных случаях точка с запятой стоит вместо союза «и», который можно мысленно подставить для проверки.

  3. Сложные предложения с союзами.
  4. В этом случае самостоятельные (предикативно) части предложения объединены в одно сложное с помощью союзов: «а», «но», «однако», «все же», «тем не менее», «и», «да».

    Точка с запятой перед союзом «а» ставится, только если предикативные части сильно распространены и внутри уже имеют обособление запятыми.

    Предложения, которые начинаются с «и», «да» могли бы стоять после точки. Они называются «присоединительными».

    Для полного понимания следует рассмотреть примеры.

    У него не было ни малейшего шанса на успех; однако/все же/тем не менее он, совсем об этом не думая, с рвением и глубокой верой взялся за дело.

    Нам показалось, что он собирается уходить; а надо заметить, что это было бы вовсе некстати, и никто из присутствующих не был готов к такому повороту событий.

    Мальчик рисовал картину, заверив всех, что это сцены из известной сказки; и окружающие восхищались рисунком, хотя на листе бумаги ничего не было, кроме кривых обрывистых линий.

    Данные предложения самостоятельны предикативно, т.е. отличаются по утверждениям, имеют разное сказуемое.

  5. Перечисление однородных членов предложения.
  6. Точка с запятой ставится при их выделении, в случае если они распространены и внутри уже обособлены запятыми.

    Несколько примеров для наглядности:

    В окне поезда мелькали неприглядные деревянные дома, кое-где со светящимися окнами; пустые огороды, безлюдные, как и дворы домов.

    На собрание пришли все, кто считал, что их мнение важно; работники, которые были заинтересованы в мероприятии; сотрудники, чьи работы представлялись на выставку, и просто любопытные коллеги.

  7.   Распространенные придаточные предложения с одним главным.
  8. В данном случае одному главному предложению может быть подчинено по смыслу несколько придаточных.

    Примеры для рассмотрения:

    Для него было важно, чтобы никто не вмешивался в процесс; чтобы ни единая душа не смогла помешать ему; чтобы все, кто против, просто молчали.

    Мероприятие выигрывало перед остальными тем, что сюда были приглашены только осведомленные люди; что участники могли свободно обсуждать общие вопросы; что в таких условиях какие-либо противоречия и недоразумения исключались.

    В таких конструкциях передается эмоциональный фон происходящего.

  9. Части предложения (группы частей) сложносочиненного предложения.
  10. В данном случае точкой с запятой выделяются группы частей предложения или группы придаточных предложений, принадлежащих одному главному для выделения границ между группами.

    Примеры для наглядности:

    Больная лежала, обложенная подушками, не обращая внимания на окружающих; иногда она жалобно стонала и вздыхала; иногда открывала глаза, не понимая, что происходит; иногда звала к себе, и когда кто-то подходил, молчала.

    Лицо было смуглое, будто азиатское; черные брови тонкие и изогнутые придавали ему удивленное выражение.

    Группы (части) объединяются одной смысловой ситуацией

  11. Перечни, списки.

Применяются в инструкциях, объявлениях, научно-технических текстах. Представляют собой одно предложение.

Несколько примеров для рассмотрения:

Для безопасного обслуживания прибора следует:

а) убедиться в том, что он отключен от сети;
б) удалить съемные детали.

На консультацию приглашаются:

а) учащиеся, сдавшие вовремя контрольные работы;
б) учащиеся, включенные в списки для участия.

Части речи
Добавить комментарий