Характеристика подчинительных союзов

Зачем вам эта информация?
Я ученик - для подготовке к уроку или ДЗ
29.87%
Я преподаватель - ищу материалы для урока
55.11%
Студент - для учебы
7.57%
Охранник в школе - просто нечем заняться )))
7.45%
Проголосовало: 7931

Подчинительные союзы фактически являются связной частью нескольких простых предложений в одном сложноподчиненном (СПП). Именно благодаря союзам подчинения главная и зависимая части СПП активно взаимодействуют друг с другом.

К придаточному предложению от главного всегда можно задать один из вопросов: «Когда?» «Почему?» «Для чего?» «В каком случае?» «При каких обстоятельствах?» и другие.

Пример:

  1. Ольга не хотела идти домой, (По какой причине?) потому что там ее ждал серьезный разговор с отцом.
  2. Алина Владимировна пришла в школу пораньше, (Зачем?) чтобы навести порядок в классе и подготовить материал для контрольной работы.

Подчинительный союз, как и любой другой, считается служебной (несамостоятельными) частью речи и не бывает членом предложения. Его нельзя склонять или спрягать.

В предложении подчинительный союз можно заменить на подобный ему или совсем убрать.

Статья о сочинительных союзах в предложении.

Смысл при этом не изменится: Когда придут Вася с Никитой, нужно предложить им выпить чаю.Как придут Вася с Никитой, нужно предложить им выпить чаю. – Придут Вася с Никитой, нужно предложить им выпить чаю.

Подчинительные союзы: виды, значения, примеры

По количеству слов в их составе, подчинительные союзы могут быть:

  • простыми (односоставными). Состоят из одного слова: что, поскольку, лишь, ибо, ли, если, когда;
  • составными. Состоят из 2 и более слов: оттого что, затем чтобы, если бы, невзирая на то что, будто бы.

Составные могут находиться либо в одной части сложноподчиненной конструкции (Она не ходила в лес, потому что боялась змей), либо в разных – тогда их разделяют запятой (Невзирая на то, что Владимир никогда не держал у себя животных, он пожалел котенка и взял его домой).

В зависимости от типа смысловых отношений в предложении подчинительные союзы делятся на 8 групп: причины, времени, цели, следствия, сравнения, условия, уступки, изъяснения.

Причинные союзы

Представители этого класса поддерживают причинно-следственные связи между компонентами сложного предложения. В сложноподчиненных предложениях с союзами причины от главной к придаточной части можно задать вопросы «Почему?», «Из-за чего?» «По какой причине?».

Примеры причинных союзов:

  • потому что (Лимон очень полезен, потому что содержит много витамина С);
  • поскольку (Поскольку денег у Важенина уже не осталось, он не смог пойти в кино с одноклассниками);
  • вследствие того что, из-за того что, затем что (Вследствие того, что Сережа за последнюю неделю получил много плохих оценок, мама отказалась вести его в цирк на выходных);
  • ибо (Ира и Катя так и не смогли попасть на балет, ибо билетов к вечеру уже не осталось);

Временные союзы

Отвечают за временные отношения, предполагают постановку к зависимой части предложения вопроса «Когда?». Временная группа включает союзы:

  • когда (Когда Майя пришла домой, она тут же села писать письмо деду);
  • лишь, лишь только (Лишь только Вадик услышал выстрелы, он тут же побежал в село предупредить родных);
  • как, как только (Как приедем домой, сразу ляжем спать).
  • в то время как, после того как, до того как (Александр спокойно ужинал и размышлял о завтрашней конференции, в то время как остальные веселились на дискотеке).

А также: чуть только (лишь), пока (не), едва (только), покуда и другие.

Цели

Целевые союзы устанавливают между частями предложения отношения цели. Поэтому к придаточной части в сложноподчиненных конструкциях с их участием обычно задают вопросы «Для чего?» или «Зачем?». Примеры целевых союзов:

  • чтобы (Мальчик пришел на площадку, чтобы поиграть в футбол);
  • дабы (Дабы не выбыть из турнира, Алексеев стал играть аккуратнее);
  • для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы (Алиса выпила напиток из бутылки для того, чтобы увеличить свой рост).

Следствия

Эта группа представлена одним союзом «так что», который имеет значение, обратное причинному «так как», и поддерживает отношения составных частей сложноподчиненного предложения типа «следствие — причина». Придаточная часть конструкции с «так что» отвечает на вопрос «К чему это приводит?», «Что следует из этого?».

Примеры:

Я не смогу пойти сегодня с тобой, (Что из этого следует?) так что можешь пригласить в кино кого-нибудь другого. – Можешь пригласить в кино кого-нибудь другого, (Почему?) так как я не смогу пойти сегодня с тобой.

Как пишется глагол «прийти» или «придти»

Гости не придут, (Что из этого следует?) так что можно убирать стол. – Можно убирать стол, (почему?) потому что гости не придут.

Условия

Устанавливают в предложении условные отношения между главной и зависимой его частями. Вопросы к придаточной части: «При каком условии?», «В каком случае?». К этой категории относятся союзы:

  • если бы (б), если, ежели (Если бы у Ивана Иваныча была собака, он не скучал бы так в своей одинокой холостяцкой квартире);
  • коли, коль скоро (Коли ты не хочешь выходить за меня замуж, больше меня никогда не увидишь!);
  • когда бы (Когда б ты знала мою печаль, не упрекнула бы меня сегодня за столом);
  • раз, ли (Раз человек так поступает, не стоит от него ждать ничего хорошего).

Сравнения

Использование в СПП союзов этого типа предполагает сравнение главной части с придаточной, к которой задаются вопросы «Как?», «На что это похоже?». В главной компоненте конструкции могут присутствовать наречия «так», «настолько» (Игорь так странно себя вел, словно у него что-то случилось).

Примеры сравнительных союзов:

  • будто, будто бы, как будто (Николай так быстро и качественно выполнял сегодня все задания начальника, будто за исправное выполнение ему пообещали премию);
  • словно, точно, ровно (Вдалеке они услышали непонятные звуки, словно кто-то кричал);
  • подобно тому как, что (Пара танцевала очень красиво, подобно тому, как это всегда делают профессионалы);
  • чем, нежели (Дорога оказалась значительно длиннее, чем предполагал наш друг).

Уступительные союзы

В уступительных сложноподчиненных конструкциях автор делает послабление определенной степени (высшей или умеренной) в сторону чего-либо. Основные вопросы: «Несмотря на что?», «Вопреки чему?». Основные подчинительные союзы уступительного типа:

  • несмотря на то что, невзирая на то что (Несмотря на то, что молодой человек не видел смысла ехать дальше, он по инерции продолжал вести автомобиль.);
  • хотя (бы), хоть (бы) (Ирина не хотела играть в театре, хотя способности к актерской игре у нее были феноменальные).

В этой союзной категории можно выделить отдельные группы, отличающиеся от основного значения с четким вопросом «Несмотря на что?» (хотя, хотя бы, несмотря на то что, невзирая на то что) большей сглаженностью уступительного направления:

  • в то время как, тогда как, между тем как – показывают необычность, странность одновременного существования высказываний, содержащихся в главной и придаточной частях. Примеры:
  1. Это жизнь: в то время как одни радуются предстоящим праздникам, другие горюют о потере близких людей.
  2. Сергею легко давалась математика, тогда как Алексей должен был сидеть над ней часами, чтобы получить хорошую оценку;
  • хотя бы, хоть бы, пусть, пускайобозначают крайнюю степень упорства, настойчивости. Примеры:
  1. Пускай не буду с Катериной – разок еще да взгляну на нее.
  2. Хоть бы и нет шансов найти здесь нужные материалы, Лёля все равно верила в положительный исход операции;
  • лишь бы, добро бы, пускай бы, ладно бы, только быиспользуются в конспекте «принесения жертвы со стороны действующего лица». Примеры:
  1. Пусть занимается своим делом – лишь бы был доволен.
  2. Елена Сергеевна была на все согласна – только бы дети вернулись;
  • только, правда – применяются в значении «оговорки». Примеры:
  1. Сын Анисьи – хороший мальчик, правда нрав у него вздорный.
  2. Славный малый этот Виктор, только решимости ему иногда не хватает.

Изъяснительные союзы

Назначение этого класса – раскрывать, пояснять главную часть СПП с помощью вопроса (говорит, кажется, пишет, знает) «Что?». К нему относятся союзы:

  • что (Кирилла почему-то не удивило (Что?), что взрослые не взяли его с собой);
  • как (Я впервые увидела, (Что?) как хорошо у него получается общаться с животными);
  • будто (Мне показалось (Что?), будто моя мама в этот момент была рядом);
  • чтобы (Мама Олега сказала его одноклассникам, (Что?) чтобы они к нему больше не приставали).

Особенность изъяснительных конструкций в том, что их придаточное звено представлено в виде сентенциальной актанты, которую можно целиком обозначить в виде подлежащего или дополнения. Придаточное звено остальных видов сложноподчиненных предложений обычно является обстоятельством.

Как отличить союзы от союзных слов

Нередко подчинительные союзы путают с союзными словами. Особенно часто это случается с омонимичными (схожими по написанию) словами (что, когда, как, чем). Имеется ли разница между соединительными элементами в этих двух предложениях:

  1. Няня ушла домой сразу, как пришли родители Саши.
  2. Няня сразу поняла, как лучше поступить.

Да, в первом случае «как» — это союз, а во втором – союзное слово. В чем же между ними разница и как различать эти понятия?

Особенности использования союзного слова:

  • помимо выполнения функции связующего звена частей сложноподчиненного предложения, оно считается полноценным членом предложения (Мама спросила меня , когда бы я хотела поехать на море.);
  • обозначается логическим ударением (Сергей все думал, ЧЕМ бы порадовать бабушку);
  • его нельзя убрать (Даже адвокат не понимал, что делать дальше – Даже адвокат не понимал, делать дальше).

Союзное слово может быть относительным местоимением или наречием. Союзные слова-наречия не изменяются, в предложении выступают обстоятельством, бывают следующих видов:

  • места — где, куда, откуда (Никто в деревне не знал, где живет этот дикарь);
  • цели — зачем (Илья не смог объяснить родителям, зачем тренер хотел узнать место их работы);
  • времени — когда (Скажи точно, когда лучше прийти);
  • образа, способа действия — как (Петрович не знал, как будет жить дальше — в общем-то, жизнь его больше не интересовала);
  • причины и следствия – почему, отчего (Илья подошел поближе и обнял Карину, отчего на душе ее сразу стало теплее и улыбка скользнула по ее лицу).

Союзные слова, представленные относительными местоимениями, могут изменяться по числам, родам и падежам. В предложении выступают в роли подлежащего или второстепенного члена. Примеры:

  • какой (Ты не помнишь, какое сегодня число?);
  • кто (Сейчас мы определим, кто сегодня дежурный в классе);
  • что (Анна посмотрела по сторонам, не понимая, что могло ее разбудить);
  • который (Девочка не видела номер автобуса, который только что ушел);
  • чей (Герой узнал в ней певицу, чей прекрасный голос недавно слышал);
  • сколько (Никто не знал, сколько еще времени нам придется ждать поезда).
Части речи
Добавить комментарий