Сегодня мы рассмотрим падежи русского языка.
Падеж в русском языке представляет собой непостоянный, изменяемый признак именных (имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений) и соответствующих им (причастий) частей речи, определяющий их роль в предложении и показывающий их связь с другими словами.
Падеж считается одной из важнейших характеристик изменяемых частей речи. Без падежных форм люди не могли бы понятно выражать свои мысли и связывать слова между собой.
Вряд ли кто-то понял бы следующее предложение: В шесть час утро Витя с Сергей пошли на речка, чтобы успеть искупаться еще до начало рабочий день. А причина в том, что имена существительные и прилагательные в нем не поставлены в нужный падеж, они здесь используются в начальной форме.
Совсем по-другому воспринимается предложение с теми же словами, но имеющими правильные падежные окончания : В шесть часов утра Витя с Сергеем пошли на речку, чтобы успеть искупаться еще до начала рабочего дня.
Какие бывают падежи
В русском языке существует 6 падежей. Любая часть речи в конкретной падежной форме отвечает на определенный вопрос и имеет определенное окончание, зависящее также от ее рода и числа (если они есть).
Падежные вопросы
Падеж | Вопросы для существительных | Вопросы для прилагательных, причастий, порядковых числительных (м.р., с.р. /ж.р.) | Вопросы для количественных числительных |
Именительный | Кто? Что?
мама, яблоко |
Какой? Какое?/ Какая?
желтый, убранное/ пятая |
Сколько?
семь |
Родительный | Кого? Чего?
мамы, яблока |
Какого?/ Какой?
желтого, убранного/ пятой |
Скольких?
семи |
Дательный | Кому? Чему?
маме, яблоку |
Какому?/ Какой?
желтому, убранному/ пятой |
Скольким?
семи |
Винительный | Кого? Что?
маму, яблоко |
Какого? Какое?/ Какую?
желтого, убранное/ пятую |
Сколько?
семь |
Творительный | Кем? Чем?
мамой, яблоком |
Каким?/ Какой?
желтым, убранным/ пятой |
Сколькими?
семью |
Предложный | О ком? О чем?
о маме, о яблоке |
О каком?/ О какой?
о желтом, об убранном/ о пятой |
О скольких?
о семи |
Также по падежам могут склоняться местоимения. Вопросы к ним в разных падежных формах будут зависеть от того, какую часть речи они заменяют (существительное, прилагательное или числительное).
Характеристика падежей на примере имен существительных
Важно знать отличительные черты каждого падежа:
- значение;
- падежные и смысловые вопросы;
- предлоги, с которыми в нем употребляются слова;
- окончания, которые принимают существительные.
Падежи русского языка на примере имен существительных
Падеж | Вопросы падежные
(смысловые) |
Предлоги | Окончания по склонениям | ||
1-е | 2-е (м.р./ ср.р.) | 3-е | |||
И.п. | Кто? Что? | — | -а, -я
папа, дама, тля |
-/ -о, -е
кот, конь, стол/ окно, поле |
—
рожь |
Р.п. | Кого? Чего?
(Где? Чей? Откуда? Когда?) |
у, на, с, до, без,
от, для, внутри, около, возле, кроме, после |
-ы, -и
папы, дамы, тли |
-а, -я
кота, коня, стола/ окна, поля |
-и
ржи |
Д.п. | Кому? Чему?
(Куда? Когда? Где?) |
по, к, благодаря, согласно, вопреки | -е
папе, даме, тле |
-у, -ю
коту, коню, столу/ окну, полю |
-и
ржи |
В.п. | Кого? Что?
(Куда? Когда? Где?) |
через, на, под, за, в, сквозь | -у, -ю
папу, даму, тлю |
-а, -я, -/ -о, -е
кота, коня, стол/ окно, поле |
—
рожь |
Т.п. | Кем? Чем?
(Как? Где? Когда?) |
с, под, над, за, перед, между | -ой, -ей
папой, дамой, тлей |
-ом, -ем
котом, конем, столом/ окном, полем |
-ю
рожью |
П.п. | О ком? О чем?
(Где? Когда?) |
о, на, в, при | -е
папе, даме, тле |
-е
коте, коне, столе/ окне, поле |
-и
ржи |
Именительный падеж
Это попросту начальная форма слова. К существительным в этой форме задают вопросы «Кто?» или «Что?». В предложении они употребляются без предлога и играют роль подлежащего.
Примеры:
- Алевтина Викторовна хотела скорее попасть домой, чтобы выпить кружку горячего чая.
- Мальчик вышел на улицу, где гуляла его сестра.
- Мышь пробежала по столу, после чего на тарелке не осталось ни кусочка сыра.
Родительный падеж
Ассоциируется с родством чего — или кого-либо. Поэтому вопросы, которые задаются к существительным в этой падежной форме, звучат аналогично — «Кого?», «Чего?»: нет (кого?) папы, (чего?) груши.
Также можно задать смысловые вопросы «Где?» (у реки), «Чей?» (Ольги Петровны), « Откуда?» (из города), «Когда?» (с пятницы).
В родительном падеже предлоги либо отсутствуют, либо используются следующие из них: у, на, с, до, без, от, для, около, возле, кроме, после.
Примеры:
- Ира еще с понедельника готовится к экзамену.
- От проверки они категорически отказались.
- Возле подъезда гуляла породистая собака без поводка.
Существительные любого падежа, кроме именительного, в предложении обычно выступают дополнением или обстоятельством, в зависимости от задаваемых к ним вопросов.
Дательный падеж
Название говорит само за себя. Существительные в этой падежной форме отвечают на основные вопросы «Кому?» или «Чему?»: дать (кому?) попугаю, (чему?) кружке.
Могут использоваться также смысловые вопросы «Куда?» (к лесу), «Где?» (по полю), «Когда?» (к вечеру). Дательным падежом управляют предлоги: по, к, благодаря, согласно, вопреки.
Примеры:
- Вопреки плохому настроению он вежливо улыбался всем гостям.
- Ближе к зиме погода меняется, и частыми гостями становятся снег и мороз.
- По тропинке спокойным шагом шла белокурая девочка.
Винительный падеж
Обвиняют обычно кого-то или что-то (какое-то обстоятельство). Говорящее название предполагает постановку падежных вопросов «Кого?», «Что?»: винить (кого?) деда, (что?) зло.
Возможно использование смысловых вопросов «Куда?» (на стул), «Когда?» (во вторник), «Где?» (через поляну). Существительные в винительном падеже употребляются со следующими предлогами: через, на, под, за, в, сквозь.
Примеры:
- В четверг Игорь уезжает в Латвию, к своим друзьям.
- Кот запрыгнул на стул, потом на подоконник и через форточку выбежал во двор.
- Виталий знал Катерину еще с детства: они вместе ходили в детский сад.
Творительный падеж
Творят (рисовать, писать, строить) люди с помощью чего-то или чем-то (карандашом, ручкой, инструментом).
То есть «Кем?» или «Чем?» — падежные вопросы, задаваемые к существительным в творительном падеже: творить (чем?) акварелью, (кем?) мастером.
Подходящие смысловые вопросы – «Как?» (под гипнозом) или «Каким образом?», «Когда?» (перед обедом), «Где?» (за шкафом). Наиболее часто используемые предлоги Т.п.: с, под, над, за, перед, между.
Примеры:
- Оля поговорила с мамой за ужином — обе остались довольны исходом встречи.
- Между Кириллом Сергеевичем и Ириной Геннадьевной была взаимная симпатия.
- Мальчик стоял перед отцом, опустив глаза и утирая слезы грязным рукавом.
Предложный падеж
В отличие от других падежей, не используется без предлогов – отсюда название. Определяющие падежную форму вопросы — «О ком?», «О чем?»: спросить (о ком?) о сыне, (о чем?) о книге.
Помимо них часто можно задать вопросы «Где?» (в озере) и «Когда?» (на обеде). Используемые предлоги: в, на, о, при.
Примеры:
- В каком году вы поженились?
- Виктор постоянно думал о матери – так нелегко ей сейчас приходилось.
- На втором круге гонщик сошел с дистанции.
Методы определения падежа имени существительного
Определить падеж существительного можно 3 основными способами:
- Задать вопрос. Это самый эффективный способ. У каждой падежной формы свои вопросы. После подбора верных вопросов легко определить и падеж: не знает (кого? что?) девочку – В.п., уселся перед (кем? чем?) забором – Т.п.
- Использовать вспомогательные слова: И.п. – есть, Р.п. – нет, Д.п. – дать, В.п. – винить, Т.п – творить, П.п. – думать.
- Посмотреть на окончание. Окончания у существительных в разных падежных формах отличаются. Поэтому по ним можно определить падеж. Однако для этого нужно знать склонение имени, так как у существительных разных склонений в разных падежах могут быть одинаковые окончания. Пример: переночевал у Пети – окончание –и. Если знать, что слово «Петя» 1-го склонения, то легко определить Р.п. Если же этого не знать, то может произойти путаница – например, у существительных 3-го склонения окончание –и в Р.п, Д.п. и П.п.
Обратите внимание! При определении падежа по окончанию иногда возникает сложность: у одних и тех же слов могут быть одинаковые окончания в разных падежных формах. Например, у слова «кот» окончания –а в Р.п и В.п.
В таких случаях можно вставить вместо проблемного варианта слово «мама», которое имеет во всех падежах разные окончания. Пример: принести кота ( 2-е склонение) — по окончанию определяется Р.п. или В.п., принести маму (1-е склонение) – окончание –у только в В.п.
Интересно почитать:
Сложные существительные – как пишутся?
Числительные прописью в русском языке
Просклоняем числительное «один» по падежам
Собирательные числительные – правила употребления в русском языке