Падежи русского языка: определение, виды, способы определения

Сегодня мы рассмотрим падежи русского языка.

Падеж в русском языке представляет собой непостоянный, изменяемый признак именных (имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений) и соответствующих им (причастий) частей речи, определяющий их роль в предложении и показывающий их связь с другими словами.

Падеж считается одной из важнейших характеристик изменяемых частей речи. Без падежных форм люди не могли бы понятно выражать свои мысли и связывать слова между собой.

Вряд ли кто-то понял бы следующее предложение: В шесть час утро Витя с Сергей пошли на речка, чтобы успеть искупаться еще до начало рабочий день. А причина в том, что имена существительные и прилагательные в нем не поставлены в нужный падеж, они здесь используются в начальной форме.

Совсем по-другому воспринимается предложение с теми же словами, но имеющими правильные падежные окончания : В шесть часов утра Витя с Сергеем пошли на речку, чтобы успеть искупаться еще до начала рабочего дня.

Какие бывают падежи

В русском языке существует 6 падежей. Любая часть речи в конкретной падежной форме отвечает на определенный вопрос и имеет определенное окончание, зависящее также от ее рода и числа (если они есть).

Падежные вопросы

ПадежВопросы для существительныхВопросы для прилагательных, причастий, порядковых числительных (м.р., с.р. /ж.р.)Вопросы для количественных числительных
ИменительныйКто? Что?

мама, яблоко

Какой? Какое?/ Какая?

желтый, убранное/ пятая

Сколько?

семь

РодительныйКого? Чего?

мамы, яблока

Какого?/ Какой?

желтого, убранного/ пятой

Скольких?

семи

ДательныйКому? Чему?

маме, яблоку

Какому?/ Какой?

желтому, убранному/ пятой

Скольким?

семи

ВинительныйКого? Что?

маму, яблоко

Какого? Какое?/ Какую?

желтого, убранное/ пятую

Сколько?

семь

ТворительныйКем? Чем?

мамой, яблоком

Каким?/ Какой?

желтым, убранным/ пятой

Сколькими?

семью

ПредложныйО ком? О чем?

о маме, о яблоке

О каком?/ О какой?

о желтом, об убранном/ о пятой

О скольких?

о семи

Также по падежам могут склоняться местоимения. Вопросы к ним в разных падежных формах будут зависеть от того, какую часть речи они заменяют (существительное, прилагательное или числительное).

Характеристика падежей на примере имен существительных

Важно знать отличительные черты каждого падежа:

  • значение;
  • падежные и смысловые вопросы;
  • предлоги, с которыми в нем употребляются слова;
  • окончания, которые принимают существительные.

Падежи русского языка на примере имен существительных

ПадежВопросы падежные

(смысловые)

ПредлогиОкончания по склонениям
1-е2-е (м.р./ ср.р.)3-е
И.п.Кто? Что?-а, -я

папа, дама, тля

-/ -о, -е

кот, конь, стол/ окно, поле

рожь

Р.п.Кого? Чего?

(Где? Чей? Откуда? Когда?)

у, на, с, до, без,

от, для, внутри, около, возле, кроме, после

-ы, -и

папы, дамы, тли

-а, -я

кота, коня, стола/ окна, поля

ржи

Д.п.Кому? Чему?

(Куда? Когда? Где?)

по, к, благодаря, согласно, вопреки

папе, даме, тле

-у, -ю

коту, коню, столу/ окну, полю

ржи

В.п.Кого? Что?

(Куда? Когда? Где?)

через, на, под, за, в, сквозь-у, -ю

папу, даму, тлю

-а, -я, -/ -о, -е

кота, коня, стол/ окно, поле

рожь

Т.п.Кем? Чем?

(Как? Где? Когда?)

с, под, над, за, перед, между-ой, -ей

папой, дамой, тлей

-ом, -ем

котом, конем, столом/ окном, полем

рожью

П.п.О ком? О чем?

(Где? Когда?)

о, на, в, при

папе, даме, тле

коте, коне, столе/ окне, поле

ржи

Именительный падеж

Это попросту начальная форма слова. К существительным в этой форме задают вопросы «Кто?» или «Что?». В предложении они употребляются без предлога и играют роль подлежащего.

Примеры:

  1. Алевтина Викторовна хотела скорее попасть домой, чтобы выпить кружку горячего чая.
  2. Мальчик вышел на улицу, где гуляла его сестра.
  3. Мышь пробежала по столу, после чего на тарелке не осталось ни кусочка сыра.

Родительный падеж

Ассоциируется с родством чего — или кого-либо. Поэтому вопросы, которые задаются к существительным в этой падежной форме, звучат аналогично — «Кого?», «Чего?»: нет (кого?) папы, (чего?) груши.

Также можно задать смысловые вопросы «Где?» (у реки), «Чей?» (Ольги Петровны), « Откуда?» (из города), «Когда?» (с пятницы).

В родительном падеже предлоги либо отсутствуют, либо используются следующие из них: у, на, с, до, без, от, для, около, возле, кроме, после.

Примеры:

  1. Ира еще с понедельника готовится к экзамену.
  2. От проверки они категорически отказались.
  3. Возле подъезда гуляла породистая собака без поводка.

Существительные любого падежа, кроме именительного, в предложении обычно выступают дополнением или обстоятельством, в зависимости от задаваемых к ним вопросов.

Дательный падеж

Название говорит само за себя. Существительные в этой падежной форме отвечают на основные вопросы «Кому?» или «Чему?»: дать (кому?) попугаю, (чему?) кружке.

Могут использоваться также смысловые вопросы «Куда?» (к лесу), «Где?» (по полю), «Когда?» (к вечеру). Дательным падежом управляют предлоги: по, к, благодаря, согласно, вопреки.

Примеры:

  1. Вопреки плохому настроению он вежливо улыбался всем гостям.
  2. Ближе к зиме погода меняется, и частыми гостями становятся снег и мороз.
  3. По тропинке спокойным шагом шла белокурая девочка.

Винительный падеж

Обвиняют обычно кого-то или что-то (какое-то обстоятельство). Говорящее название предполагает постановку падежных вопросов «Кого?», «Что?»: винить (кого?) деда, (что?) зло.

Возможно использование смысловых вопросов «Куда?» (на стул), «Когда?» (во вторник), «Где?» (через поляну). Существительные в винительном падеже употребляются со следующими предлогами: через, на, под, за, в, сквозь.

Примеры:

  1. В четверг Игорь уезжает в Латвию, к своим друзьям.
  2. Кот запрыгнул на стул, потом на подоконник и через форточку выбежал во двор.
  3. Виталий знал Катерину еще с детства: они вместе ходили в детский сад.

Творительный падеж

Творят (рисовать, писать, строить) люди с помощью чего-то или чем-то (карандашом, ручкой, инструментом).

То есть «Кем?» или «Чем?» — падежные вопросы, задаваемые к существительным в творительном падеже: творить (чем?) акварелью, (кем?) мастером.

Подходящие смысловые вопросы – «Как?» (под гипнозом) или «Каким образом?», «Когда?» (перед обедом), «Где?» (за шкафом). Наиболее часто используемые предлоги Т.п.: с, под, над, за, перед, между.

Примеры:

  1. Оля поговорила с мамой за ужином — обе остались довольны исходом встречи.
  2. Между Кириллом Сергеевичем и Ириной Геннадьевной была взаимная симпатия.
  3. Мальчик стоял перед отцом, опустив глаза и утирая слезы грязным рукавом.

Предложный падеж

В отличие от других падежей, не используется без предлогов – отсюда название. Определяющие падежную форму вопросы — «О ком?», «О чем?»: спросить (о ком?) о сыне, (о чем?) о книге.

Помимо них часто можно задать вопросы «Где?» (в озере) и «Когда?» (на обеде). Используемые предлоги: в, на, о, при.

Примеры:

  1. В каком году вы поженились?
  2. Виктор постоянно думал о матери – так нелегко ей сейчас приходилось.
  3. На втором круге гонщик сошел с дистанции.

Методы определения падежа имени существительного

Определить падеж существительного можно 3 основными способами:

  1. Задать вопрос. Это самый эффективный способ. У каждой падежной формы свои вопросы. После подбора верных вопросов легко определить и падеж: не знает (кого? что?) девочку – В.п., уселся перед (кем? чем?) забором – Т.п.
  2. Использовать вспомогательные слова: И.п. – есть, Р.п. – нет, Д.п. – дать, В.п. – винить, Т.п – творить, П.п. – думать.
  3. Посмотреть на окончание. Окончания у существительных в разных падежных формах отличаются. Поэтому по ним можно определить падеж. Однако для этого нужно знать склонение имени, так как у существительных разных склонений в разных падежах могут быть одинаковые окончания. Пример: переночевал у Пети – окончание –и. Если знать, что слово «Петя» 1-го склонения, то легко определить Р.п. Если же этого не знать, то может произойти путаница – например, у существительных 3-го склонения окончание –и в Р.п, Д.п. и П.п.

Обратите внимание! При определении падежа по окончанию иногда возникает сложность: у одних и тех же слов могут быть одинаковые окончания в разных падежных формах. Например, у слова «кот» окончания –а в Р.п и В.п.

В таких случаях можно вставить вместо проблемного варианта слово «мама», которое имеет во всех падежах разные окончания. Пример: принести кота ( 2-е склонение) — по окончанию определяется Р.п. или В.п., принести маму (1-е склонение) – окончание –у только в В.п.

Оцените статью
Части речи
Добавить комментарий

Adblock
detector