Способы образования имён прилагательных

Имена прилагательные в русском языке могут образовываться от существительных, глаголов, наречий, числительных или других прилагательных. Основными способами образования считаются аффиксальный, неаффиксальный и смешанный.

Чем они отличаются? И как определить способ образования прилагательного?

Аффиксальный способ

Аффикс – это часть слова (морфема), служащая для формирования новых слов. То есть аффиксальный способ предполагает образование прилагательных от различных частей речи с помощью присоединения приставки или суффикса. Существуют следующие разновидности аффиксального способа:

  • префиксный или приставочный (прекрасный, суперсильный);
  • суффиксальный (деревянный, профессиональный);
  • приставочно-суффиксальный (придорожный, внутрипартийный).

Приставочный или префиксальный способ образования имен прилагательных

Предполагает образование нового прилагательного путем присоединения приставки к другому прилагательному. Приставка – морфема, стоящая перед корнем. Новые слова приобретают при этом определенные значения:

  • отрицание и противоположность: не- ( красивый некрасивый, любимый – нелюбимый), анти- (общественный – антиобщественный), противо- (естественный – противоестественный);
  • преувеличение, избыток, высшая степень: пре- (мудрый – премудрый), экстра- (модный – экстрамодный), сверх- (срочный — сверхсрочный), супер- (мощный – супермощный), раз-/ рас- (капризный – раскапризный), архи- (знаменитый – архизнаменитый).

Суффиксальный способ словообразования

В этом случае для получения прилагательного к корню слова добавляется один или несколько суффиксов и окончание. Суффикс – это морфема, располагающаяся следом за корнем. В суффиксальном методе словообразование происходит от следующих частей речи:

  • прилагательных: с добавлением суффиксов уменьшительно-ласкательного типа -еньк-/ -оньк- (темный – темненький, легкий – легонький); степени превосходства –ущ-/-ющ- (длинный – длиннющий, дорогой – дорогущий), -енн- (здоровый – здоровенный); значения «слегка» оват- (тяжелый – тяжеловатый, сладкий – сладковатый);
  • существительных с присоединенными суффиксами –н- (печать — печатный, камень — каменный), -янн-/-ян-/ -ан— (стекло – стеклянный, полотно – полотняный, рожь – ржаной), -к- (рыбак – рыбацкий), -ск- (Украина – украинский, Пенза — пензенский), -ист- (луч — лучистый),-ов-/ ев (груша — грушевый, дед – дедов), -ий (лис – лисий), -ин- (комар – комариный), -лив-(счастье – счастливый), -чат- (бревно — бревенчатый);
  • глаголов. Прилагательные в этом случае образуются путем добавления к глаголам суффиксов –ен- (варить – вареный, коптить — копченый), -н- (драть – драный, жевать — жеваный), чив- (придираться – придирчивый, обижаться – обидчивый), -ист- (отрывать – отрывистый, задирать – задиристый), л- (гнить – гнилой, устать – усталый), -к- (ломать – ломкий, ковать – ковкий), лив- (заботиться – заботливый, запасаться – запасливый);
  • наречий с присоединением суффиксов -енн- (внутри — внутренний), -н- (завтра – завтрашний, сегодня – сегодняшний);
  • числительных + -н- (четыре – четверной, пять – пятерной).

Будьте внимательны! Не путайте прилагательные, образованные от глаголов с присоединением суффиксов –н-, -ен-(жареный, пареный, рваный), и похожие на них страдательные причастия (пожаренный, выпаренный, вырванный). Причастия чаще всего используются с приставками и акцентируют внимание читателя на действии, а прилагательное – на качественных характеристиках предмета.

Примеры: Мы ели жареный картофель (прил.). — Мы положили в салат картофель, обжаренный на масле (прич.).

Приставочно-суффиксальный способ образования имен прилагательных

При этом способе новые слова образуются от глаголов или существительных с одновременным использованием приставок и суффиксов.

От существительных прилагательные образуются с использованием следующих сочетаний аффиксов: приставок без-/ бес-, вне-, внутри-, при-, пред-, после-, до-, противо- и суффиксов ов-, -ск-, -н-, -енн-/ -онн-.

Примеры:

  • утроба – внутриутробный;
  • операция – предоперационный;
  • школа – дошкольный;
  • компромисс – бескомпромиссный;
  • берег – прибрежный;
  • дом – бездомный;
  • почва – беспочвенный;
  • фронт – прифронтовой;
  • класс – внеклассный;
  • стол – настольный.

От глаголов словообразование происходит с применением таких аффиксальных сочетаний: приставок не-, без-, за- и суффиксов –н-, -нн-, -им-.

Примеры:

  • видеть – невидимый;
  • утешать – безутешный;
  • исцелить – неисцелимый;
  • возвратить – безвозвратный.

Неаффиксальный способ

При неаффиксальном методе прилагательные формируются от слияния близких по смыслу понятий или подчиненных словосочетаний без добавления аффиксов (суффиксов и приставок). Здесь можно обозначить 2 разновидности слияния:

  1. Сложение — соединяются близкие по смыслу понятия (еда с едой, стороны света, жанры произведений и т.д.) или словосочетания. При этом становится обязательным присутствие между соединенными словами интерфикса –о-.
  2. Примеры: мороз + устойчивый – морозоустойчивый, хлеб + булочный – хлебобулочный, мясо + молочный – мясомолочный, север + западный – северо-западный.

  3. Сращение – объединение слов из словосочетаний в том виде и порядке, в каком они употребляются обычно.

Примеры: глубоко уважаемый – глубокоуважаемый, мало известный – малоизвестный, с ума сшедший – сумасшедший, выше изложенный — вышеизложенный.

Смешанный способ

В этом случае прилагательные образуются путем сращивания или сложения нескольких слов с добавлением аффикса.

Примеры: Ближний Восток – ближневосточный, шесть углов – шестиугольный, сухой путь – сухопутный, два этажа – двухэтажный.

Как определить способ образования прилагательных

Существует 3 метода определения способа, с помощью которого образуются слова этой части речи.

По морфемам

Каждому способу образования соответствует использование характерных для него морфем. Следовательно, тип происхождения имени прилагательного можно определить по его приставке, суффиксу, интерфиксу или количеству корней.

Примеры:

  • супермодный. Приставка супер- характерна для приставочного вида словообразования;
  • безучастный. Приставка без— и суффикс –н- используются в приставочно-суффиксальном методе;
  • светленький. Приставки нет, 2 корней нет, суффикс –еньк- применяется в суффиксальном способе;
  • звукобуквенный. 2 корня и интерфикс –о- присутствуют в словах, образованных путем сложения.

Метод отсечения

Нередко тип словообразования предлагают определять путем поочередного отсечения аффиксов:

  1. Уберите приставку – если полученное однокоренное слово существует, значит, способ образования приставочный.
  2. Если увидели родственное слово, убрав суффикс – суффиксальный способ.
  3. Когда первые 2 пункта не помогли определиться, нужно убрать оба аффикса – метод приставочно-суффиксальный.
  4. Если прилагательное имеет 2 корня – чаще всего способ сложения (с интерфиксом) или сращения.

Самое интересное, что чаще всего этот простой метод работает, особенно при выявлении суффиксального и приставочного способа словообразования.

Например, из слова «пребольшой» уберем приставку пре-, получится «большой» — приставочный тип словообразования.

Точно так же можно от «оловянный» отсечь посткорневой аффикс –янн-, выходит корень «олов-», остается добавить окончание –о. В итоге исходное слово без суффикса – янн- «олово». Таким образом, здесь определяется суффиксальный способ.

Иногда это правило срабатывает и с приставочно-суффиксальным способом. От «безбрежный» уберем поочередно аффиксы без- и –н-: слов «брежный» и «безбреж», «безбрег», «безберег» не существует. А вот если одновременно убрать оба аффикса, то получится «бреж», по иному «берег» – это и есть существительное, от которого образовано прилагательное «прибрежный».

НО! Существуют прилагательные, словообразование которых не поддается определению указанным методом. В первую очередь это касается слов, образованных приставочно-суффиксальным методом: пришкольный, противовирусный, приусадебный, послевоенный.

По значению слова

Попытаемся определить по первому методу происхождение прилагательного «пришкольный». Отсечем приставку при-, получим слово-прародитель «школьный» — оно действительно существует, способ образования – приставочный.

Однако задание выполнено неверно, так как на самом деле «пришкольный» образовано от существительного «школа» приставочно-суффиксальным методом.

В этом случае целесообразнее было воспользоваться другим методом — «по значению». Слово «пришкольный» означает «расположенный возле школы» или «находящийся при школе». Значит, оно образовано от слова «школа» с помощью присоединения пред- и посткорневого аффиксов: при- и –н-.

Точно так же можно определить способы образования других прилагательных.

Примеры:

  • пребольшой – значение «очень большой» — образовано от прилагательного «большой» приставочным способом;
  • рваный – «который порвали» — от глагола «рвать» через суффиксацию;
  • беспочвенный – «без основания, почвы» — от существительного «почва» приставочно-суффиксальным способом;
  • внутренний – «находящийся внутри» — от наречия «внутри» суффиксальным методом;
  • морозоустойчивый – «устойчивый к низким температурам, морозу» — от существительного «мороз» и прилагательного «устойчивый» методом сложения с интерфиксом –о-;
  • ближневосточный – «который находится на Ближнем Востоке» — от выражения «Ближний Восток» путем сложения с суффиксацией (смешанный тип).

Упражнения

Выполните следующие задания для проверки степени усвоения пройденного материала:

  1. Какие основные способы образования прилагательных Вы знаете:
  2. а) аффиксальный, суффиксальный, несуффиксальный;
    б) префиксальный, аффиксальный, неаффиксальный;
    в) аффиксальный, неаффиксальный, смешанный.

  3. Найдите строку, в которой все прилагательные образованы приставочным способом:
  4. а) прекрасивый, антинаучный, сверхэффективный;
    б) дошкольный, необразованный, посыльный;
    в) безопасный, внеурочный, северо-западный.

  5. Определите, в какой строке все слова образованы суффиксальным методом:
  6. а) неуспешный, некрасивый, отрубной;
    б) устарелый, торфяной, призрачный;
    в) волчий, необычный, сказочный.

  7. Какая строка содержит только прилагательные, образованные приставочно-суффиксальным способом:
  8. а) сладковатый, белорусский, противовирусный;
    б) бесхозный, прибрежный, довоенный;
    в) противоестественный, некрасивый, архитектурный.

  9. Отметьте пункт со словами, образованными методом сложения:

а) лироэпический, хлебобулочный, северо-восточный;
б) неудачный, безоблачный, неконфликтный;
в) высокоинтеллектуальный, правосторонний, серебристый.

Оцените статью
Части речи
Добавить комментарий

Adblock
detector